— Когда меня спрашивают: «Где находится Аркалык?» — я отвечаю: «Между целиной и космосом». Непонятно? Пораскинь умом. Не получается? Объясню на пальцах. В каком году запели: «Вьется дорога длинная»? Правильно, в пятьдесят четвертом. А в каком году Земля обзавелась первым спутником? Оказывается, тоже знаешь? Действительно, в пятьдесят седьмом. Ну, а неотесанный кол, из которого вырос чудный город Аркалык, был вбит в пятьдесят шестом. Загмбаем один палец и смотрим дальше. Сначала бросим взгляд с востока на север. И что же мы увидим? А увидим мы совхоз «Целинный», совхоз «Молодежный», совхоз имени Александра Матрасова, совхоз имени Германа Титова, совхоз имени Юрия Гагарина — насколько хватит глаз, будут все совхозы да совхозы. Теперь глянем с запада на юг. Начнем считать целинные поселки. Скажем: «раз, два» — и замолчим надолго. Потому как не за что будет глазом зацепиться. До самого Байконура. От Аркалыка до Байконура ближе, чем от Ярославля до Москвы, а от Байконура до космоса и вовсе рукой подать. Итак, загибаем второй палец. Теперь глянем вниз, под ноги, потом вверх, на небо, и загнем третий палец. Ведь и спелому ясно, где находится Аркалык, если из целины, которая под нами, извлекают бокситы, а в космосе, который над нами, летают ракеты... Можно еще задаться /вопросом: почему космонавтов называют «целинниками космоса», а целинников — «космонавтами целины»? Но это уже другой разговор... У нас еще будет время познакомиться с Виктором Николаевичем поближе. А пока скажу только, что в те времена, когда его звали просто Виктором, он был самым первым комсоргом стройки, перед названием которой стоят теперь сразу три эпитета: «всесоюзная», «ударная», «комсомольская».
— Приезжают к нам молодые ребята и девушки. И ударная комсомольская становится для них настоящей жизненной школой, окончить которую — значит сдать экзамен на гражданскую зрелость. Школа есть школа — все начинается с азбуки. Наша азбука такая:
«А» — Аркалык, «Б» — Бокситы. «В» — Верность. «Г» — Героизм. «Д» — Дружба.
И так от «А» до «Я». Ну, а что касается «.я», то это — личное местоимение первого лица единственного числа. Чтобы утвердить свое личное «я», надо делами доказать, что ты действительно личность. Ударная комсомольская на слово не верит.
Прежде чем поставить точку, еще одно высказывание, вернее, замечание. Аркалыкский журналист Юрий Шапорев, по совету которого я встретился с Силюченио и Ахметовым (сейчас он работает в обкоме комсомола), заметил:
«Обрати внимание, у этих двух комсоргов многозначительные, можно сказать, символические имена. Один — Виктор, то есть «победитель». Другой — Болат, то есть «стальной». Понятно, это всего только игра случая. Но и случайности могут быть закономерными.
Можно бы начать с газетной заметки:
«29 июня 1956 года на тургайскую землю ступил первый целинный отряд латвийских комсомольцев. В августе прибыл еще один отряд. Возглавлял оба отряда, в которых насчитывалось 809 добровольцев, секретарь Московского райкома комсомола города Риги Виктор Силюченко».
И все-таки начинать надо не с этого, ведь прежде чем прозвучало «А» — «Аркалык», было сказано «Б» — «Бокситы».
Начало истории я услыхал в 1961 году.
Я тогда «первые лопал в поселок, который уже официально именовался Аркалыком, но старожилы — и на новостройках бывают старожилы — называли его «Алюминстроем». Потому что не будь «Алюминстроя», не было бы никакого поселка.
Позднее, когда поселок дорос до города — сначала районного, а потом и областного значения, — трест «Алюминстрой» перестал быть в нем единоличным хозяином. Но в 1961 году существовал лишь жилой поселок при тресте. Как общежитие при заводе.
И вот в этом-то поселке-общежитии, в котором насчитывалось около сотни домов, — некоторые из них имели даже по четыре этажа, — я и познакомился с геологом Токсымбаевым.
31 марта 1961 года экскаваторщики Михаил Демченко и Филипп Иммель, поддев ковшами верхний слой глины, припрятавший от глаз бокситы, «сняли вскрышу» с первого аркалыкского рудника.
— Как вы снимали вскрышу? — теребил я то Михаила, то Филиппа.
Филипп кивал на Михаила, а Михаил немногословно отвечал:
— Ты никогда, что ли, не вскрывал консервную банку?
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.