Первоначальной целью совета было оказание всеми доступными средствами давления на конгресс, чтобы добиться вывода американских войск из Индокитая. «И мы делали для этого немало в нашем старом Чикаго», — с гордостью говорит Аллен.
Во время бесед с Алленом Амато я вновь убедился, как логична и жизненна взаимосвязь между проблемами внутренней и внешней политики, как неотвратимо нарастает понимание этой связи в сознании американцев. Если путь Брюса в движение сторонников мира начался со столкновения с внутренними проблемами, с болезнями социального организма сегодняшней Америки, то у молодых американцев из Совета Мира Чикаго проблема обеспечения Мира, прекращения агрессивной войны в Индокитае пробудила затем интерес и к проблемам внутренней жизни.
Среди таких проблем Аллен Амато, молодой католик из Чикаго, назвал организацию давления общественности на власти, чтобы добиться амнистии для молодых американцев, энергично выступавших против призыва в армию в годы войны и находящихся сейчас в тюрьмах или в изгнании. Важно, считает Аллен, добиться сокращения военного бюджета. Программа сторонников мира вбирала все новые и новые проблемы, которые неотделимы от борьбы за мир, как неотделимы связанные друг с другом различные процессы в живом социальном организме современности. Как неразделимы судьбы народов и стран мира.
Сокращение военного бюджета равнозначно выделению новых средств на решение внутренних проблем Соединенных Штатов. А борьба за амнистию противников войны в Индокитае равнозначна утверждению демократических свобод внутри страны.
Перед самым отъездом делегатов на Московский конгресс Совет Мира выступил за установление прочного мира на Ближнем Востоке в соответствии с известной резолюцией Совета Безопасности. Не со всеми положениями программы, изложенной Алленом, можно согласиться: нельзя приравнивать помощь агрессорам и жертвам агрессии, но деятельность Совета Мира в значительной мере носит позитивный характер.
«Людям нужно многое, — говорит Аллен. — Нужны солнце, воздух, хлеб, работа, счастье. Но главное — в этом мы едины — мир. Без мирного сосуществования голубая планета Земля была бы полностью уничтожена ядерным оружием».
По мнению Аллена Амато, конгресс в Москве многое сделал для мобилизации народов. «Очень большая и серьезная ошибка Китая — то, что он не прислал делегатов на Московский конгресс. Это поистине нелепая позиция. Если вы хотите установить мир на земле, вы должны посылать делегатов на Конгресс мира».
Годы юности — пора поисков, пора активного, обостренного восприятия жизни, а значит, определения своего отношения к ее проблемам. Иными словами, то, что познано в эти годы, становится как бы основой для действий человека в будущем.
Землячка Аллена Амато — Бриджит Шварц... Хрупкая белокурая девушка терялась среди атлетически сложенных юношей, когда я впервые увидел ее. Бриджит постигала психологию в Чикагском университете, денег на оплату обучения не хватало, и по ночам девушка работала в психологической лаборатории, как «модель для опытов, связанных с недосыпанием». В девятнадцать лет она — один из организаторов известной демонстрации в Чикаго в 1970 году. За ней идут многие студенты университета, выступающие за мир. В 22 года Бриджит оканчивает университет и получает степень бакалавра психологии. В 23 года о ее работе с уважением говорят в авторитетных женских организациях Чикаго.
В 24 года она — делегат Московского форума. У Бриджит Шварц свой путь, который привел ее в движение сторонников мира. Он пролегал через работу в женских организациях. Их программа пестра, порою, на мой взгляд, попросту разношерстна: Бриджит рьяно отстаивает, например, право молодых людей прибегать к марихуане («Она по крайней мере лучше алкоголя»).
Впрочем, это характерно не только для Бриджит, но и для некоторых других молодых членов делегации США. Наряду с достойными целями в их программах есть пункты, способные, мягко говоря, ошарашить советского человека. Я попытался проследить первоистоки этого явления: резкое неприятие внешней буржуазной благопристойности, сопротивление стандартному, унифицированному образу жизни, с одной стороны, и отсутствие четкого, подлинно научного мировоззрения — с другой, порождают явные перехлесты, смещение акцентов в общественном видении молодых людей.
Бриджит взволнованно говорит о средствах, расходуемых на базы и ракеты. «А между тем сколько у нас в Чикаго переполненных, недостаточно субсидируемых школ различных ступеней!» Она вспоминает, как дорого обходилось родителям ее обучение в католической школе (примерно 670 долларов в год), как
трудно приходилось ей в годы учебы в университете (если в 1967 году, когда она стала студенткой, год учебы стоил примерно 1 650 долларов, то теперь — опять-таки примерно — 3 250 долларов).
«Мирное сосуществование, политика разрядки — не просто благое пожелание, а жизненная необходимость для народа США», — убежденно говорит Бриджит.
...В этих по необходимости кратких заметках я хотел прочертить объективную и жизненную общность усилий молодых американцев, объединившихся под знаменами мира, независимо от их убеждений, религиозных верований, профессиональных интересов, места жительства. Различные пути привели их на Московский конгресс. Но в будущее они пойдут дорогой мира, точнее, дорогой борьбы за него.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.