Вдохновенные звуки «Оды к радости» Людвига ван Бетховена, прозвучавшей в Кремлевском Дворце съездов в последние часы работы Всемирного конгресса миролюбивых сил, языком музыки выразили стержневую идею и устремленность решений форума. Форума самого представительного в истории движения за мир — в его работе принимали участие делегаты из 144 стран, а также посланцы различных международных организаций. Конгресс проходил с 25 по 31 октября, и эта последняя неделя осеннего месяца принесла сторонникам мира на всех континентах весну надежды. Стремление «перековать мечи на орала» извечно занимало умы и сердца людей, но столь масштабным движение за мир не было никогда. А ведь первый международный Конгресс «Друзей мира» состоялся в Париже еще в 1869 году.
Глубокое впечатление на делегатов конгресса произвела яркая и содержательная речь Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В ней, как сказала известный общественный деятель Болгарии, лауреат Международной Ленинской премии мира Цела Драгойчева, «звучал голос ленинской правды, голос партии .советских коммунистов». Глубокий анализ всего комплекса международных проблем органично сочетался с указанием конкретных путей их решения. Подчеркивая значение деятельности сторонников мира, Л. И. Брежнев сказал: «На протяжении многих веков люди — по крайней мере самые мудрые среди них — не уставали осуждать и проклинать
войну. Народы мечтали о прочном мире, и тем не менее зловещие отблески военных пожарищ, больших и малых, лежат почти на каждой странице истории человечества... Положение коренным образом изменилось в нашу эпоху. Сегодня борьба против войны имеет под собой надежную основу — могущество сил мира, сил демократии, свободы и независимости народов».
«Весь мир — в одном дворце», — сказала мне молодая делегатка из Бельгии. Действительно, многоликая наша планета словно в миниатюре была представлена в Кремлевском Дворце.
Президент конгресса, Генеральный секретарь Всемирного Совета Мира Ромеш Чандра после окончания работы форума особо отметил, что в нем приняли участие представители многочисленных международных и национальных молодежных организаций. Молодые делегаты выступали и на пленарных заседаниях конгресса и во всех его 14 комиссиях.
Наряду с такими широкоизвестными у нас объединениями прогрессивной молодежи, как Всемирная федерация демократической молодежи и Международный союз студентов, на конгресс прислали представителей Совет европейских национальных комитетов молодежи, Международный союз молодых христианских демократов. Всемирная федерация либеральной и радикальной молодежи. Демократическая молодежь Латинской Америки, Международная рабочая христианская молодежь и другие молодежные организации. К этому непременно надо добавить многочисленных представителей национальных молодежных организаций, молодых людей, приехавших в качестве «независимых делегатов», и молодых участников конгресса, входивших в число представителей профсоюзных, женских, религиозных, общественных организаций.
Так уж сложились обстоятельства, что большую часть времени мне довелось провести с молодыми людьми из Соединенных Штатов Америки. Столь представительной американской делегации (в ее состав входило около 170 человек) прежде на встречах сторонников мира никогда не было. Беседы с юношами и девушками из крупнейшей страны западного мира дали возможность воочию убедиться: движение сторонников мира крепнет и ширится. Чрезвычайно интересно было проследить, какими разными путями шли молодые люди под голубые знамена движения сторонников мира. Личный опыт прочертил в сознании молодых американцев естественную связь между проблемой обеспечения мира и другими проблемами внутренней и международной жизни: движение дает своим участникам впечатляющие уроки гражданской зрелости.
На распутье жизненных дорог находится сегодня 22-летний рабочий из штата Мичиган, член американской делегации Брюс Бенмарк. Он не хотел давать интервью для прессы, свое первое в жизни интервью, этот высокий, немного угловатый парень с обычными для многих молодых американцев длинными волосами. «Почему вы избегаете бесед с журналистом! Среди ваших соотечественников такое встретишь не столь уж часто», — спросил я его. «Я никого не представляю, я приехал как независимый делегат, чтобы кое-что прояснить для себя. И интервью дам, если будет записано: Брюс Бенмарк говорил как частное лицо». «Ладно, — успокоил я Брюса, — об этом вашем пожелании будет непременно сказано».
Идейные поиски Брюса начались несколько лет назад, с первыми днями трудового стажа (а сегодня стаж этот исчисляется пятью годами, что не так уж мало для 22 лет). Чувство протеста вызвало «стремление старших подчинить его жизнь своим взглядам». Вначале все было смешано. Вместе с несогласием по серьезным проблемам Брюса не удовлетворяло и то, что родители, окружающие были против джинсов и длинных волос. Но в неприятии Брюсом устоявшихся в его среде взглядов было и рациональное зерно: его отец — на полпути между рабочими и компанией, «он зарабатывает неплохо, но ради этого должен склоняться на сторону компании, хотя сам начинал рабочим». Родители настаивали: иди в колледж, получишь образование, а значит, и шанс выдвинуться и «делать хорошие деньги». Но Брюса такие перспективы не манили: он начал самостоятельную трудовую жизнь. «Я не против образования, а против того, чтобы оно становилось трамплином для карьеры», — поясняет он.
Жизнь рабочего сразу же раздвинула горизонт Брюса Бенмарка — он говорит не только о своих проблемах, а о заботах «молодых рабочих района, откуда приехал в Москву». Их волнует замораживание заработной платы: в четвертую, фазу вступила правительственная программа стабилизации, выигрывают от нее сегодня только компании, а теряют рабочие и, конечно, молодые рабочие. Не хватает некоторых продуктов питания, не хватает топлива, например, газа. Растут цены. Компании не довольствуются размером прибыли, и работать становится все тяжелее. «Потогонная система — о, это ужасно!» — возмущенно рубит руками воздух Брюс. «И власти заодно с компаниями, вся система в целом заодно с компаниями — это ясно как день. И я стал у себя на работе одним из «смутьянов», тем, кого боссы не любят».
Жизнь давала все новые уроки, все новые проблемы волновали Брюса, и у него появился интерес к другому миру, миру социализма. В США многим молодым людям «индустрией промывания мозгов» привиты безразличие, апатия к тому, что не касается непосредственного, узкого мирка интересов — «пусть все идет как идет».
Молодые рабочие хотят узнать, как живут люди при социализме. Особенно — как живут молодые рабочие. А чтобы узнать правду о мире социализма, необходимо сотрудничество и взаимопонимание со странами этого мира, особенно с Советским Союзом. А во-вторых, успехи движения за мир означают, по мнению Брюса, «утверждение человеческого достоинства. А без него мир не мир». Чилийская трагедия щемящей болью отозвалась в его сердце: «С народом надо обращаться по-человечески, и я солидарен с молодыми чилийскими рабочими».
Войска Соединенных Штатов должны отовсюду вернуться домой, в этом у Брюса нет теперь никаких сомнений. Мир социализма войной никому не угрожает.
Так сквозь туман пропаганды в сознании молодого рабочего все отчетливее проступают контуры достойных целей, к которым следует стремиться.
«Мне еще многое надо обдумать. Я приехал сюда, в Москву, чтобы прояснить для себя истинное положение дел в Советском Союзе, чтобы узнать цели движения за мир. Об увиденном здесь буду рассказывать дома молодым рабочим: сколько у нас еще людей, которые почти ничего не знают о социализме, и как важны поэтому поездки в вашу страну.
Конгресс в Москве убедил меня — ради мира нужно действовать».
Размышляя о судьбах молодых людей, нужно видеть не одну грань общественной деятельности молодежи, не один «срез» их социальной активности, но всю совокупность отношений: ведь, юноши и девушки участвуют в работе не только молодежных организаций, и это убедительно подтверждают судьбы делегатов конгресса.
Черноволосый невысокий парень Аллеи Амато — один из группы самых молодых членов делегации США. И, добавил бы я, самых мобильных и подвижных.
«Вы представитель молодежной организации!» «Нет». «Независимый делегат!» «Нет». «Кто же вы!»
«Я представляю молодых американцев, работающих в Совете Мира Чикаго». Совет — объединение 30 организаций района Чикаго. Среди этих организаций — профсоюзы, общинные и молодежные группы, объединения национальных меньшинств, женские и религиозные сообщества. Всех их объединяет ненависть к войне: само возникновение Совета Мира в 1966 году неотделимо от борьбы честной, прогрессивной, демократической Америки за прекращение «самой грязной войны в ее истории». И эта война вызвала невиданное ранее массовое движение протеста.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.