И все же после обеденного перерыва подошел к Вечоркину. Как можно строже сказал:
— Завтра с утра к Лукьянову. Вот так.
Родька не возразил, только слегка дернул плечами, выпятил нижнюю губу, а когда мастер ушел, объяснил соседу:
— Видать, за непочитание...
— На медленный огонь, — добавил тот.
Вечером в Родькиной комнате общежития собрались недавние выпускники училища. Рассуждали, советовали:
— Ты, Родион, постарайся сразу ему не понравиться. Прогонит — и вся недолга.
— А вы знаете, отчего он рябой?
— Ну?
— Старовер он. И весь их староверский хутор до революции отказался делать прививки от оспы, прогнал врачей. И все они оспой меченные, все с того хутора злющие.
Круглоглазая крановщица Катя говорила:
— Если он начнет над тобой измываться, мы устроим разговор на открытом комсомольском собрании. И вообще о молодых в цехе...
В комнату то и дело заходили: Родька полулежал на кровати одетый, молча выслушивал советы. Заговорил самый старший в комнате, старожил общежития электросварщик Юрий Шустов:
— Я знаю Матвеича хорошо и скажу — справедливый он человек. Бояться его нечего. Бояться надо тому, кто не любит работать. Вы ни разу не слыхали, как он на собраниях выступает — говорит мало, хлопают ему в ладоши дольше. Ругал он в последний раз начальника смены. Прямо сказал ему — едешь на старых заслугах, успокоился. И удивляешься: мол, почему с холодком к тебе рабочие. Авторитет не лошадь, за узду не притянешь. Не побоялся Матвеич — врезал правду в глаза. Про новичков говорил, жалеть их надо, учить, не переутомлялись чтоб. Мол, юные пенсионеры нам не нужны. Нет, ребята, думаю, понапрасну вы тут громкие разговоры ведете. В работе, конечно, все может быть... Но не злой Лукьянов.
Эти слова приободрили Родьку. Да и чего ему, рабочему человеку, бояться? Ежели что — дружки в обиду не дадут. Не одинокий Родька в цехе. Одного не понимал Родька: почему не здоровается с ним Матвеич? Или у него ко всем молодым такое пренебрежительное отношение?
Лежа под одеялом, Родька, довольный, думал про то, что вот никто из своих не отвернулся от него, никто не злословил и не злорадствовал. Дружной была группа в училище. Как легко, когда рядом — надежные и верные ребята. Родька вдруг представил своих новых товарищей по стану. Интересно наблюдать за людьми. Вот есть один студент, практику проходит. В цехе он выглядит неряшливо — кепка чуть не на ухе висит, куртка расстегнута, курит он как-то интересно — оттопыривает губу, говорит, не вынимая изо рта сигареты. А вот выйдет он за проходную — совсем другой человек. Словца гадкого не скажет, не пыхнет в глаза дымом. Или вот еще... Петька, нагревальщик печи. Бегает, хлопочет в цехе, вышел — про все, что было в цехе, забыл, отключился, а Толик, подручный, живет жизнью цеха и в комнате общежития. Пишет какие-то формулы, потихоньку работает над каким-то там изобретением. Разные, интересные ребята...
Родьку Матвеич встретил неласково: хмурился, ворчал и беспрестанно курил махорочные сигареты, зло швыряя окурки в стекающие струи воды. Родька ни о чем не спрашивал своего учителя, не заискивал. Разговор заменяли жесты, взгляды. Когда Матвеичу нужен был инструмент, он пальцем указывал на ключи, молотки. Если надо было наладить водяное охлаждение, он щелкал пальцем себя по кадыку, выпиравшему на длинной шее. Бывали случаи, что на роликах застревали заготовки, на лбу Лукьянова темными нитками обозначались морщины, брови сходились на переносье. Родька бросался отыскивать неполадки.
Ловил и задавал в валки заготовки Матвеич красиво. Орудовал клещами легко — ни одного лишнего движения. Сверкают при свете ламп вытертые до блеска ручки клещей, слева пробегает по роликам пышущая жаром гибкая сталь. А Лукьянов будто играет с раскаленным металлом и наслаждается игрой. Только легкая испарина на лбу выдает его. Видать, нелегко далось и дается ему это мастерство.
В начале смены и после обеда, когда металл из печи подают реже, Родька иногда становился на место Матвеича и несколько минут наравне с бывалыми рабочими прокатывал металл. Но подходил Матвеич и брал из его рук клещи.
В глаза парню Лукьянов не смотрел, но Родька частенько чувствовал на себе пристальный его взгляд.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.