«Португальцы насильно принуждают работать на себя за гроши или вообще даром; жестоко избивают за малейшую провинность, а в случае протеста бросают в тюрьму; облагают скудное имущество африканцев непосильными налогами; не строят школ, больниц и вообще не заинтересованы в развитии страны; с возмутительным пренебрежением относятся к коренному населению, обрекая его на постоянный голод и нищету. Представители местной португальской администрации, за редким исключением, считают, что африканец должен оставаться таким, каков он есть; что он абсолютно не способен ни к какому ремеслу и может быть лишь рабски покорным слугой...»
Увы, абзац этот выписан не из книги времен Жюля Верна, времен таинственной и загадочной Африки, еще только ждущей часа своего пробуждения. Книга Барбары Корнуолл «Восстание в буше» увидела свет в прошлом году, и рассказывает американская журналистка о сегодняшнем дне Мозамбика, сражающегося против колониального владычества Португалии.
Взгляните на газетную полосу.
За телеграфной строкой — судьбы народов.
Человечество поднялось против колониализма. Против рабства, против беззакония.
Карта мира меняется на наших глазах.
Бывшие колонии становятся независимыми государствами.
Мальчишки, собиравшие когда-то марки колоний, выросли, и их дети охотятся теперь не за марками Французской Экваториальной Африки или Бельгийского Конго, а за новыми почтовыми выпусками молодых республик Чад, Габон или Заир.
Но старый мир не уходит. В официальном списке колоний, составленном ООН, сорок три территории. И этот список не полон. Ибо в него не включены территории, фактически находящиеся на положении колоний.
Старый мир цепляется за остатки своего былого могущества — он по-прежнему стремится распоряжаться судьбами стран и народов.
Потому что Ангола для него — это железная руда, кофе и хлопок. Потому что Мозамбик — это нефть. Потому что Намибия — алмазы, уран, полиметаллические руды.
Колония — это самый дешевый, рабский труд. Это вековая отсталость. Девяносто восемь процентов всего населения Мозамбика неграмотно., За несколько столетий лишь 12 местных жителей Гвинеи (Бисау) и островов Зеленого Мыса смогли получить высшее образование.
Колонии приносят монополиям не просто прибыли, но сверхприбыли.
Немыслимые, огромные, фантастические сверхприбыли.
В португальских колониях заинтересована не только Португалия, но и американские и английские, бельгийские и западногерманские, итальянские, голландские монополии, банки, картели.
На смену колониализму спешит неоколониализм.
От завоеванной, вырванной в борьбе национальной независимости до независимости окончательной, полной (в том числе и экономической] дистанция немалая.
Восемьдесят — девяносто процентов выручки от экспорта молодых африканских государств по-прежнему приносит вывоз сырья.
Колониализм не хочет уступать.
Борьба впереди нелегкая, но у народов, сражающихся за свое освобождение, есть надежные и испытанные союзники.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Фантастический роман. Окончание. Начало см. в №№ 5 — 9, 11. 12.