Московское среднее профтехучилище № 40. Сюда в первый день учебного года по традиции приходят воспитанники Героя Социалистического Труда мастера В. С. Филиппова. Одни уже ветераны, другие только-только начали рабочую биографию: Владимир Сергеевич воспитал свыше 600 токарей. Первый урок с новой группой учителю помогают провести его бывшие ученики. В чем, рассуждает Владимир Сергеевич, сегодня успех преподавания токарного дела? Нужно освоить станок. Это, конечно, первая забота. Надо знать «повадки» металла. Изучить режимы резания... Но по нынешним временам таких знаний уже маловато... Изучение токарного дела должно быть максимально связано с преподаванием близких ему общеобразовательных дисциплин — математики, физики... Так готовят сегодня станочную смену сотни, завтра так будут готовить рабочих тысячи училищ страны.
И, кстати, не случайно выпускники училищ на большинстве заводов составляют ядро станочных коллективов, не случайно из их числа вышли известные всей стране мастера фрезы и резца. Как тут не вспомнить телеграмму, которую токари Василий Дударев и Виктор Вовк послали в Жданов, в свое родное профессионально-техническое училище:
«Сарбашу. Дорогой Степан Ильич. Спасибо за науку».
Телеграмма пришла из Киева, помечена она сентябрьским днем 1968 года.
Закончился второй Всесоюзный конкурс молодых токарей... Победил Виктор Вовк с Ждановского завода тяжелого машиностроения имени 50-летия Октября. Первым поздравил его Василий Дударев, товарищ по учебной группе, коллега по профессии. А годом раньше ему, Василию, знатный токарь, один из родоначальников скоростного резания, лауреат Государственной премии Генрих Борткевич повязал через Плечо алую ленту токаря-чемпиона. Пройдет время, станут известны новые лауреаты резца — токарь из Хабаровска Анатолий Землянский, Владимир Взметнев из Рязани... Кто за ними? Вместе с токарями в профессиональных конкурсах мастерства выступили и фрезеровщики. Саша Котиков из Москвы, Кестутис Ибенас из Каунаса, Валерий Белов из Ржева, Михаил Белкин из Перми... Кто за ними? В нынешнем, ударном году пятилетки победителем конкурса токарей стал ленинградец Николай Кислицын. Он за свою жизнь 5 раз состязался с заводскими токарями, 3 раза был участником районных и 2 раза — областных конкурсов. Виртуозы продолжают соревноваться. Конкурсы, проводимые по инициативе комсомола, собирают с каждым годом все больше участников. Примечательная черта: на финальных этапах наряду с представителями станочных столиц все чаще выступают посланцы «невидных» городов. Это потому, что вся наша страна стала индустриальной, а представляют индустрию в первую очередь станочники.
Участники профессиональных конкурсов соревнуются и в мастерстве и в знании теории. «Прошли двухдневную академию...» — сказал, проиграв в трудовом состязании Землянскому, токарь Геннадий Татаренков из города Арсеньева, и вид у него был... счастливый. Это потому, что конкурс — не ради конкурса. Не для того даже, чтобы выявить десяток «сильнейших». Конкурс — чтобы у новаторов, у умельцев поучились тысячи, миллионы товарищей, ведь соревнуются не станки — соревнуются станочники! И еще затем, что конкурсы поднимают в обществе престиж первейшей рабочей профессии, главнейшей фигуры рабочего мира — человека у станка.
СКАЗАЛОСЬ это слово: «престиж», — и теперь волей-неволей надо идти дальше. Слово как будто безобидное, а звучит тревожно. Почему же? Из всех рабочих профессий станочные, пожалуй, одни из самых популярных у молодежи. В средние училища, которые готовят станочников, в последние годы принимали по конкурсу. Но... все еще «требуются станочники». Но... иной романтически настроенный десятый класс готов на край света ехать на стройку, а вот на соседний завод к станкам никого не уговоришь. До сих пор слышишь от иных родителей: будешь плохо учиться — пойдешь к станку... А автоматизацией даже пугают: станок-автомат, мол, во всех отношениях хорош, но человеку-то у станка-автомата неинтересно, скучно...
Вопрос, иначе говоря, стоит так: совместимы ли автоматизация и творчество?
Начнем с самого распространенного стереотипа. Часто думают: управлять автоматом не так уж сложно, знай только кнопки нажимай. Это тебе не «рукомесло», где надо долго и трудно постигать секреты... Подобные взгляды — увы! — далеки от истины. Научно-техническая революция вовсе не отменяет, не списывает в архив индивидуальное мастерство работника, она лишь меняет природу этого мастерства, требует его в новом виде, на новом уровне. Рабочий, обслуживающий автоматическую линию, систему машин, станок-автомат, должен уметь разрабатывать программы, устранять неполадки, накапливать данные для создания более совершенных машин. Нужно уметь обрабатывать информацию, оперативно, «на ходу» принимать решения... Так что нужны не только «золотые руки». Нужна и «золотая голова».
Конечно, даже самый совершенный станок, если он требует элементарных знаний для обслуживания, человеку творческому будет не по нутру. Повтор приедается, утомляет. Иное дело — станок с обратной связью. Датчики накапливают и обобщают информацию: в чем причины простоев, неполадок, поломок, что и как можно улучшить, усовершенствовать? Вот тебе и пища для ума, для творчества! С такого накопления данных и начинается сегодня рационализатор, изобретатель. И уж кому-кому, а им автоматизация на руку: она высвобождает время.
Поразмышляем с цифрами на руках. Это цифры средние, взятые по Москве. В течение года рабочий создает 1500 — 2000 рублей прибыли. Рационализатор добавляет к этому 500 — 600 рублей условной экономии. На производство продукции рабочий-рационализатор тратит 90 процентов времени, на творческий поиск — всего 10 процентов. Выходит, каждый час рационализаторского труда куда весомее! Людям творческим надо давать возможность свои свободные от основной работы часы посвящать новаторскому поиску.
Итак, автоматизация с обратной связью. Именно на такую автоматизацию провозгласил курс XXIV съезд партии. Она не только не угрожает престижу станочника — наоборот, поднимает его выше. И не потому только, что шире будут горизонты профессии, нужно больше знаний. По-своему складываются и отношения, связи людей, обслуживающих такую технику. Самая примечательная черта этих связей и есть товарищество в труде, коллективизм.
Будем надеяться, что древний станочник, бог любви Амур, выточил новые стрелы, бьющие без промаха в цель. В то самое «яблочко», в котором «теоретическая ось» профессии пересекается с другой «теоретической осью» — смыслом жизни, умением быть коллективистом в коллективе. И что таких стрел он заготовил много, полный колчан — хватит для тысяч юношей и девушек, вступающих на дорогу труда.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К столетию со дня рождения Н. Э. Баумана