Для сведения: «спортивный клуб» – превосходная степень от «коллектива физкультуры». Коллектив физкультуры есть – во всяком случае, должен быть – на каждом предприятии. Только наиболее отличившихся из них удостаивают чести именоваться спортивными клубами. Звание это не раздается налево и направо, благодаря чему и не обесценено.
Что это так, можете судить хотя бы по тому, что в Белоруссии – одной из крупнейших наших республик – всего шесть таких клубов.
А теперь об эпиграфах. Первый из них, свидетельствуя, что и среди лучших из лучших в стране витебская «Двина», в то же время противоречит второму эпиграфу. Кстати, и директор завода А. Овечкин, едва успев представиться, высказал твердую убежденность в том, что о «Двине» сейчас писать не стоит: не заслуживает она того.
Не будем, однако, торопиться с объяснениями: после того, как узнаете вы историю «Двины», отнюдь не исключено, что отпадет необходимость доказывать, обосновывать, утверждать, опровергать. А с историей «Двины» вас познакомят те, кто эту историю делал, и те, на глазах у кого она делалась.
Закончив в 1960 году Витебский станкоинструментальный техникум, двадцатилетний Эдуард Касенок пришел на завод радиодеталей. Затем служба в Советской Армии, учеба на энергетическом факультете Белорусского политехнического института и возвращение на родной завод. С 1969 года Э. Касенок – освобожденный комсорг завода.
– Вам, наверное, уже рассказывали, что сейчас у нас дела со спортом ухудшились? Да, так оно и есть: хороню, но похуже, чем раньше.
Причины? Их много.
Молодежь сейчас не такая активная, как в наши годы, наверное, в школах и техникумах работу ослабили. Вот я расскажу, почему в свое время пошел именно на этот завод. Я неплохо в баскетбол играл: первый разряд, сборная техникума. А на заводе, мне рассказывали, к спорту отношение хорошее. Завод был молодой, но в спорте уже прославился. Вот мы, пятеро перворазрядников, и подались на завод. А сейчас молодежь приходит какая-то неспортивная...
Искать? А чего же их искать: если любят спорт, пусть идут, у нас для всех вход открыт.
Ну, и руководство «Двины» не на высоте положения. Может, потому, что в материальном отношении спортклуб зависит от профсоюза, а может, еще по другой какой-нибудь причине, но Эрнест Цыкунов – он председатель совета правления «Двины» – дверь завкома открывает чаще, чем комитета комсомола.
Недавно мне принесли положение о легкоатлетическом кроссе, разработанное без нашего ведома, принесли на подпись. Вот до чего дело доходит.
Все это неправильно. Я сам ведь тоже был председателем факультетского совета физкультуры. Так вот, комсомол с нами всегда контачил.
Василий Тарасович Ющенко – заместитель председателя Первомайского райисполкома Витебска. Однако к нему я пришел не потому, что на территории этого района находится завод радиодеталей. С 1958 по 1960 год Ющенко – в ту пору еще не Тарасович и даже не Василий, а, как он сам сказал, просто Вася – был освобожденным комсоргом завода.
Если вам когда-нибудь скажут, что какой-то там коллектив неспортивный, не верьте: спортсмен – это не обязательна чемпион страны или города; хочет человек мяч погонять, наперегонки с другим побегать, значит, он уже потенциальный спортсмен. Все остальное зависит от того, есть ли в этом коллективе люди, которые хотели бы и умели повести за собой других. Да, да, именно так: неспортивных коллективов нет, есть коллективы без организаторов.
В молодости постиг я еще одну истину: спорт – работа комсомольская. Между прочим, позже, когда я стал секретарем райкома комсомола, мне заводская выучка пригодилась. У нас в Первомайском районе спортивного комитета еще не было, и пришлось нам, райкомовцам, на себе работу тащить. Говорят, ничего – получалось.
Но я отвлекся. Спортсмены, как я уже говорил, в городе были. Оставалось только найти их. К счастью, у нас были и те, кто умел искать. Ну, к примеру, Миша Семченко – мой заместитель, которого позже выбрали председателем совета коллектива физкультуры. Спортклуб появился на заводе позже, в шестьдесят третьем. Миша на все руки мастер, он, в частности, и турпоходами командовал. Под стать Семченко была Нина Борисова, очень хорошая волейболистка и организатор отличный.
Футболистов у нас тренировал Леня Сазонов. И тренировал и сам играл. У нас тогда все тренеры были играющие, бегающие, прыгающие...
Я так и знал, что вы про это спросите. С инвентарем и базами у нас было – хуже не придумаешь. Завод поначалу плана не выполнял.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.