Комсомол стремится воспитать каждого юношу и каждую девушку патриотом, человеком с большим запасом идейной прочности, бесстрашным, образованным и т. д. Эффективность этой работы намного возрастет, если, отказавшись от внедрения среди различных категорий молодежи одних и тех же приемов воспитания, вести ее с обязательным учетом возраста, образования, профессии, интересов и запросов молодежи.
В этой связи мне хотелось бы сделать и такое замечание. Комсомольским организациям следует глубже, на научной основе изучать отдачу, которую приносят те или иные воспитательные приемы. Дело это крайне сложное, творческое, тонкое, подчас сугубо индивидуальное. Но знать, где намечаются достижения, а где случились промахи, необходимо, ибо только при этом условии можно совершенствовать стиль и методы воспитательной работы, повышать коэффициент ее полезного действия, ее эффективность.
— КАКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД КОМСОМОЛЬСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СВЯЗИ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ БОРЬБЫ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ, БУРЖУАЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ?
— Наше время — время рождения и неуклонного укрепления нового, коммунистического мира, победного шествия идей марксизма-ленинизма по всему земному шару. Пытаясь продлить свое существование, империализм в борьбе с социализмом хватается за любые средства, возлагая особые надежды на идеологические диверсии. Острие их направлено и на нашу молодежь. В этой связи перед комсомольскими организациями стоит двуединая задача.
Всей своей деятельностью комсомол, как я уже отмечал, призван готовить из юношей и девушек стойких борцов за наши коммунистические идеалы, беспредельно преданных делу партии, делу народа, патриотов и интернационалистов. Как показывает опыт, самые коварные и изощренные происки наших классовых врагов терпят провал, когда они сталкиваются с несокрушимым духовным потенциалом, высокой политической зрелостью советского человека.
Мы должны постоянно совершенствовать формы и методы коммунистического воспитания. молодежи, быть нетерпимыми к тем, кто нарушает нормы и принципы социалистического общежития, нашей идеологии и морали. Сплав коммунистической идейности и нравственности служит важнейшим мерилом и политической зрелости, и гражданственности, и общей образованности нашей молодежи, творчески усваивающей бесценный духовный и нравственный опыт старших поколений революционеров, пионеров социалистического строительства.
Однако привить всем молодым людям невосприимчивость к духовной отраве, подбрасываемой нам империалистическим лагерем, — это одна сторона дела. Другая, не менее важная, состоит в том, чтобы научить подрастающее поколение вести наступление на идеологическом фронте. Не обороняться, а наступать — вот наш девиз в борьбе с буржуазной идеологией. А это значит, что комсомол со школьной скамьи должен воспитывать людей, умеющих постоять за свои убеждения, эффективно использовать силу марксистско-ленинских идей, великих завоеваний социализма в любом споре, в любой идейной схватке с носителями чуждых нам концепций и нравов. Словом, комсомол призван помочь молодым в совершенстве овладеть ленинским искусством борьбы с нашими идеологическими противниками.
— ЕСТЬ ЛИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЕЩЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ КОНТАКТОВ МОЛОДЕЖИ С СОВЕТСКОЙ АРМИЕЙ, ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ С ДОПРИЗЫВНИКАМИ?
— Вне всякого сомнения, есть. Предстоит еще многое сделать, чтобы улучшить военно-шефскую работу комсомола, расширить и углубить связи учебных, трудовых коллективов с армейскими коллективами, поднять на качественно более высокий уровень допризывную подготовку молодежи в системе организаций ДОСААФ, в средних и высших учебных заведениях, по линии военкоматов. У нас, к сожалению, еще мало выпускается хороших книг, кинофильмов, убедительно и ярко рассказывающих о новом, современном облике наших Вооруженных Сил, о высоких морально-политических боевых качествах, героических буднях солдат и офицеров, о том, сколь почетно и ответственно звание советского воина. Вместе с тем необходимо, чтобы юность знала об армии не понаслышке, видела ее грозную технику и замечательных людей не только на картинках и парадах, но и, так сказать, «в деле», на практике. Сколь благотворны взаимные контакты молодежи с Советской Армией для военно-патриотического воспитания юношества, убедительно свидетельствует практика состоявшихся недавно на территории Белоруссии всеармейских учений «Двина». Впоследствии молодые люди, своими глазами видевшие, как проходили эти учения, признавались, что они чувствовали себя не только свидетелями, но и как бы непосредственными участниками маневров, сопереживали происходящие события так же глубоко и серьезно, как сами солдаты.
На привалах, в короткие перерывы между «боями» и после завершения маневров молодежь была инициатором и организатором митингов, вечеров, бесед, встреч с воинами. Вспыхивали костры дружбы. Молодые труженики городов и сел, студенты и школьники приносили клятву на верность патриотическому, трудовому и ратному долгу. Воины рассказывали об армейской жизни. Многие юноши и девушки в эти дни подали заявление с просьбой о приеме в партию и комсомол. На открытых совместных собраниях им вручались комсомольские билеты. Устраивались смотры боевого оружия, завязывалась переписка, учреждались вымпелы для лучших комсомольских организаций воинских подразделений.
Думается, что учения «Двина» подскажут комсомолу еще много новых форм расширения контактов с Советской Армией.
— ВЫ МНОГО ЕЗДИЛИ, МНОГО ВИДЕЛИ. КАКОЙ УГОЛОК ЗЕМЛИ ВАМ ДОРОЖЕ ВСЕГО?
— Да, мне приходилось бывать в разных странах, видеть немало интересного, впечатляющего и в природе и в творениях рук и разума человека. И все-таки, не боясь повторить проверенные опытом многие истины, скажу: нет милее и краше нашей Советской Отчизны, земли, на которой родился и вырос, где бесконечно дорого все: ширь и краса необъятных просторов Родины, душевная простота и благородство людей, создающих новую, коммунистическую цивилизацию. Находясь за рубежом, всегда как-то по-особому ощущаешь гордость за то, что ты гражданин могучей Страны Советов, страны Октября, родины Ленина и ленинизма. А когда оказываешься в странах, где властвует капитал, поражает духовная пустота, ограниченность буржуазного общества, обедняющего и калечащего миллионы людей, лишающего их высоких, возвышенных идеалов и благородной цели. Возникает неодолимое желание как можно скорее вернуться на Родину, окунуться в светлую и чистую атмосферу нашей советской жизни, наполненной пафосом созидания самого справедливого и гуманного общества на земле.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Рассказ о рождении новой машины, о трудовых поисках и свершениях молодых рабочих ХТЗ в преддверии съезда партии