Говорят, нет на свете прекрасней природы средней полосы России — ее полей и дубрав, перелесков и речных долин, ее синих далей и высокого неба... Детство Леонида Гавриловича Монашева прошло на Орловщине, в городе Ливны. С тех пор ощущение красоты родного края осталось в нем навсегда. Каждый человек, если он хоть чуть-чуть художник в душе, если он понимает прекрасное, стремится выразить это драгоценное чувство в образах — будь то литература, музыка, живопись. Монашев любил рисовать с детских лет, а когда ему исполнилось четырнадцать, он стал посещать изобразительную студию при школе, в которой учился. Это было в конце двадцатых годов. И на всю жизнь Монашев остался верен своему призванию. Нет, он не стал профессиональным художником, по-другому сложилась его судьба. Получив специальность агронома, Монашев отдает свои знания и опыт делу хозяйственного строительства страны.
Долгие годы — и в предвоенное время, и в огненную страду битвы с фашизмом, и в мирные дни, находясь на ответственной партийной работе, — Монашев не забывал о кисти и красках. Таков он и сейчас. Приходит свободная минута, и он отправляется на этюды — на встречу с природой. Это стало для него привычкой, счастливым правилом, которое помогает находить новые силы для основной работы. Это и отдых — творческий, активный...
Любимая тема Монашева — русский пейзаж. Кроме того, он пишет портреты, натюрморты. И все-таки наиболее интересны и свежи его работы, посвященные родной природе. Потому так дышат теплом его поля под Курском, так влажны и веселы его деревья после короткого летнего дождя, так пронзительна голубизна его неба в раннее весеннее утро... Что-то есть в этих картинах близкое к русской народной песне...
Человек творческий, Монашев не замыкается в узком кругу ценителей живописи. Он участник нескольких зональных и республиканских выставок. Его картина «Гренада» (по мотивам поэмы М. Светлова) экспонировалась в Манеже на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
В домашнем кабинете Леонида Гавриловича Монашева рядом с книжными стеллажами стоит мольберт с холстом, на который уже легли первые мазки новой картины. Художник подходит к подрамнику. «Вот ищу... — задумчиво говорит он. — Пока не получается, что задумал. А времени маловато». И он смущенно улыбается. Я понимаю его. Таким людям, строгим и требовательным к себе и своему делу, всегда трудно, но разве не поиск рождает вдохновение, а вдохновение — образ?..
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.