У нас научно-техническая революция предусматривает не просто упразднение рабочего места. Если автоматизируется завод, человек идет работать наладчиком. И задача заключается в том, чтобы наладчик шлифовальных станков мог при случае перестроиться, скажем, пойти работать наладчиком термоядерных установок и так далее. Не обладая общим образованием, он себе этого не сможет позволить. Начинать в 35 лет учебу обременительно для общества и для личности. Выход? Опять-таки — в который раз! — совмещение общего и специального образования. Сейчас речь идет о том, чтобы общественные организации, газеты и журналы систематически приучали людей вообще и молодежь в особенности не просто мечтать — думать о будущем. Мечтать — это хорошо, но размышлять о будущем, в том числе и в личном плане, необходимо. Необходимо знать, я уже об этом говорил, каковы перспективные возможности той или иной профессии. Как она будет выглядеть через 10 — 15 лет. Как будет выглядеть моя отрасль, мой завод, моя страна. Этого можно достигнуть за счет систематической информации. Человек, который привык размышлять о будущем страны, о своем будущем, живет уже не вслепую. Особенно когда этот процесс начинается со школьной скамьи.
— ПОКА ОБЩЕСТВО БУДЕТ ОРГАНИЗОВАННО РЕШАТЬ И ПРОБЛЕМУ ИНФОРМАЦИИ И ПРОБЛЕМУ СОВМЕЩЕНИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОЯВИТСЯ НЕМАЛО ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ...
— Немыслимо оказаться лишним. Определенный уровень социальных требований остается в каждом обществе. Хорошо подготовленный специалист в таком обществе никогда не сможет оказаться не у дел. Процесс автоматизации или кибернетизации обнимает десятки лет. И люди переучиваются, хотя, хочу подчеркнуть, для общества это весьма накладно.
Вы не хуже меня знаете, какая у нас острая нехватка людей почти во всех областях производства и знаний. Посмотрите на объявления о найме — каждому заводу, каждому предприятию непременно кто-то требуется. Будет ли такой гигантский спрос всегда, не знаю. Но то, что спрос будет, — это очевидно. Не на заводах — так в сферах обслуживания, культуры, образования.
Может быть, я излишне задраматизировал проблему людей «не у дел», говоря о профессиональной перспективе через два-три десятка лет. Нелепо было бы представлять себе дело так, что до 1975 года требовалось 10 тысяч станочников и три продавца, а с первого января 1975 года потребуется одна тысяча станочников и пять тысяч продавцов. Это, подчеркиваю, процесс. Сейчас у нас в непроизводительной сфере работает 20 процентов, и производительная развивается быстрее. Мы непременно должны будем увеличить количество продавцов. И речь сейчас идет о том, чтобы сделать это оптимальным образом, приготовившись к будущим требованиям заранее.
«Очевидно, — говорили ребята, — в коммунистическом обществе человек должен уметь делать все». Как представить себе процесс подготовки такого человека! Может быть, так, что человек должен быть узким (к этому ведет техническая революция), но высокого класса специалистом! Или такое представление неверно! Узкий и классный, в сущности, несовместимы, потому что нельзя быть классным заводским специалистом, не зная, не представляя, к примеру, что происходит на соседних участках, в цехах, заводах, отраслях. Значит, узкий специалист, только обладая высокой культурой, обширными знаниями, может быть классным. «КАК ЭТОГО ДОСТИЧЬ И ДОЛЖЕН ЛИ В ЭТОЙ СВЯЗИ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ!» — так ребята сформулировали свой очередной вопрос зачитав письмо из редакционной почты. Автор этого письма, молодой рабочий из Грозного Виктор Иванов, пишет о том, что не считает высшее образование необходимым для каждого работника общества и именно поэтому среди друзей, товарищей, знакомых прослыл чудаком, человеком недалеким.
— То, что у нас много второгодников, людей, которые переходят из класса в класс с большой натяжкой, и то, что мы создали такую систему, при которой люди что есть сил стараются попасть в институт, и там их мы едва тянем, — это неразумно. Не обязательны для каждого не только высшее образование, но даже общая десятилетка. Не обязательны, такова моя точка зрения. Ведь это варварское расходование людских ресурсов. Парня травят: чудак человек. А он не чудак и не невежда, он прав кругом. Представьте себе этого парня без высшего образования, без среднего образования в нашем с вами понимании, будет ли он лишним, вытеснят ли его автоматы. Мы выяснили: не вытеснят. Представьте этого парня через двадцать лет при другой системе образования. Представьте, что он закончил семилетку, потом училище шоферов. Но в этом училище ему были даны книжки, были прочитаны лекции по физике, химии, истории, рассчитанные на его уровень, на его понимание, на его интересы.
Один из моих товарищей работает над монографией «Интеллигенция общественного производства». Он столкнулся с таким вопросом: кого считать интеллигентом? Интеллигент — это человек, занимающийся умственным трудом. Интеллигент — это профессор, читающий лекции, и колхозный счетовод. Интеллигентов у нас 20 миллионов. Шофер, который, приходя домой, раскрывает Шекспира или Бальзака, и профессор, вистующий ночами напролет. Кто из них интеллигент?
Мой товарищ пришел к выводу, что есть интеллигенция формальная. Есть интеллигенция и интеллигентность. Интеллигентным может быть слесарь, токарь, пекарь. И если Шофера с семилетним образованием подготовить так, чтобы он мог учиться в заочном институте общего образования (институте не стандартном, рассчитанном на такого рода людей).. Он через пять лет придет и сдаст экзамен по литературе, истории, физике и получит звание магистра. И не будет лишним, насколько глаз проникает в будущее. В будущем он будет наладчиком машин.
А человечеству на протяжении десятков лет не обойтись без станков, без мастеров. Время одиночек прошло. Коллектив творит, и в этом творческом коллективе должен быть «капитан», должен быть «лейтенант», должен быть «старшина» — мастер и должен быть «матрос» — наладчик.
И последний вопрос, который был задан ребятами: «РАБОЧИЙ ДЕНЬ СОКРАТИТСЯ, ПОЯВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЬШЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. ЧЕЛОВЕКУ ПРИДЕТСЯ «УБИВАТЬ ВРЕМЯ», ЕСЛИ НЕ РАСШИРИТЬ СЕТЬ КЛУБОВ, ТЕАТРОВ, БИБЛИОТЕК И ТАК ДАЛЕЕ. ТАКОВО ОБЩЕПРИНЯТОЕ МНЕНИЕ. НО ЭТО ПОЛОВИНА ДЕЛА. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ПРОСТО МОЖЕТ СТАТЬ БРЕМЕНЕМ. МЫ ЭТО ЗАМЕЧАЕМ УЖЕ СЕЙЧАС: КИНОТЕАТРЫ ПОРОЙ ПУСТУЮТ, А «КОЗЕЛ» ЗАБИВАЕТСЯ С УДВОЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ. И ПЬЯНСТВО ПО-ПРЕЖНЕМУ — НЕРЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА. ДЕЛО В УРОВНЕ КУЛЬТУРЫ!»
— Дело, конечно, в уровне культуры. Свободное время — это материальное благо. Но это особого рода благо — культурное благо.
Есть у нас такая программа: через десять лет перейти от 40-часовой недели к 30-часовой. Это не просто каприз. Это — объективное требование процесса автоматизации и кибернетизации производства. Какой может быть 30-часовая неделя? Она может быть и шестидневной, может быть и пятидневной, может быть и четырехдневной, может быть и 3,5-дневной рабочей неделей. И, кажется, какое это счастье — обилие свободного' времени! Но счастье может быть весьма относительным, потому что свободное время — это благо и, как всякое благо, оно потребляется только при определенных условиях. Ведь Полное собрание сочинений Толстого — это тоже великое материальное благо, но не всякий человек может его использовать, для этого нужен высокий уровень культуры. Так же обстоит дело со свободным временем. Имеется значительная прослойка социальных групп населения, у которых свободного времени никогда не хватает. В два, три раза увеличьте им это время — и его все равно не хватит. Это женщины, в особенности семейные, которые практически имеют две, а иногда и три нагрузки. Это наша учащаяся молодежь, в основном заочники. Но существует более обширная группа, для которой сейчас увеличение свободного времени без соответствующей подготовки — настоящая драма. Если человек не в состоянии читать не только книги, но и газеты или журналы, если он не в состоянии ходить в кино или театр, если он ничем не интересуется, проводит свой досуг, забивая «козла», то для него и два свободных дня в неделю — проблема. Вы, конечно, знаете, какое внимание уделяется у нас мероприятиям, обеспечивающим культурный отдых миллионам трудящихся, какое значение приобретает в настоящее время «индустрия отдыха». Такое же внимание необходимо и духовной стороне этого дела.
Конечно, нелегко подготовить этот процесс: требуется увеличение и изменение всех служб быта, чтобы всесторонне обеспечить людей. Но это одно. Другая сторона, не менее ответственная, — проблема подготовки людей, которым в двухтысячном году будет далеко до пенсии, к серьезным социальным переменам. Тогда только незначительное меньшинство будет трудиться в сфере сельского хозяйства, промышленности, транспорта и связи. И трудиться четыре дня по шесть часов в неделю при двух-трех месяцах отпуска в году. Какими должны стать те люди, чтобы встретить такого рода перемены во всеоружий, чтобы оказаться подготовленными к колоссальным общественным сдвигам?
На сегодняшней нашей с вами встрече мы отчасти ответили на этот вопрос. Однако многое до сего дня и для вас и для меня не решено и проблематично. Давайте думать, дерзать!
* * *
Итак, начало положено. На первом заседании клуба были обсуждены некоторые проблемы, которые обнаруживают зависимость будущего от настоящего, тесную связь их. А ты, наш читатель, что думаешь ты по существу затронутых проблем! Со всем ли ты был согласен, читая отчет с заседания клуба! Ждем твоих писем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
И там, где было «отстроим», теперь написано «отстроил»
Приключенческая повесть