Сегодня, наш дорогой читатель, мы открываем на страницах журнала Клуб молодого рабочего.
Событие это само по себе было бы, очевидно, вполне заурядным, если не вспомнить, что идея создания клуба принадлежит молодым московским рабочим. Они пришли в редакцию с предложением открыть в журнале свой клуб. Они обсудили и наметили предварительную программу работы. Они сами выбрали тему для первого заседания и провели его.
Принимаясь за чтение записи живого разговора с этого заседания, ты, несомненно, задашься вопросами: «Почему для первой встречи была выбрана столь отвлеченная тема — будущее! Разве нет более злободневного, волнующего молодежь разговора! Ну, например, о защите прав молодого рабочего, о проблеме организации свободного времени, о повышении квалификации и профессионального уровня!»
Все это, безусловно, стоит обсуждения. Кстати сказать, члены инициативной группы клуба Коля Дербунович, Юра Лозовский, Наташа Зеленова, Володя Мартынов, прежде чем выбрать тему для первого заседания, подробно говорили о только что перечисленных проблемах. И пришли к общему выводу: на последующих заседаниях рассмотреть отдельно каждую из них и непременно на конкретном, жизненном материале.
Поясняя их мысль, скажем, что ребята, которых пока в клубе не так уж много, надеются умножить свои ряды, но за счет деятельного участия в работе.
Пиши нам. Предлагай темы. Рассказывай о своих производственных и общественных делах. Делись сокровенным и пережитым. Спрашивай о том, что тебя волнует, интересует. Твои ровесники, привлекая к разговору авторитетнейших людей — работников министерств, ветеранов труда, деятелей науки и искусства, комсомольских работников, — будут рассматривать на заседаниях клуба самые интересные из твоих предложений. И не только рассматривать. Члены клуба будут выезжать в командировки, чтобы на месте оказать действенную помощь тем, кто в ней нуждается.
Планы, как видишь, обширные. И от тебя, читатель, во многом зависит, быть ли им воплощенными.
Ну и в какой же все-таки связи находится все сказанное с публикуемым сегодня разговором членов клуба с известным советским специалистом по социальному прогнозированию доктором исторических наук Игорем Васильевичем Бестужевым-Лада!
Мы с вами живем в эпоху научно-технической революции. Подсчитано, что за последние десятилетия мир претерпел гораздо большие изменения, нежели за несколько предшествующих столетий. Каковы же социально-экономические последствия научно-технической революции! Этот вопрос науки социальной прогностики обращен в будущее. Но будущее начинается сегодня. Каждый наш с вами вклад в лаборатории, на стройке, у станка — это вклад в будущее. И, непосредственно прикасаясь к нему, мы не можем не задумываться о своем месте в жизни сегодняшней и будущей, о своей профессии, об уровне знаний и культуры. Видимо, поэтому членов клуба так заинтересовала социальная прогностика — она заставляет размышлять о человеческом назначении в перспективе.
И вот первый вопрос Игорю Васильевичу, вопрос, который сегодня волнует, пожалуй, каждого молодого человека:
Образование: общее или общее и специальное? Лишний человек — возможно ли это? Будущему нужны «матросы» и «капитаны»
— КАК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ СОЦИОЛОГАМ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ВЫБОРА ПРОФЕССИИ!
— Мне кажется, что подступиться к решению этой проблемы можно будет, совместив общее и специальное образование. Кстати, такие попытки уже делались — вспомните политехнизацию школ... Это общо? Давайте тогда вначале коснемся частностей.
Чтобы верно, не ошибаясь, выбрать профессию, согласитесь, недостаточно наших с вами личных пожеланий, как, впрочем, недостаточно только общественных призывов. Человек, молодой человек, выбирает профессию, как правило, на всю жизнь. Раз так, то при этом он непременно должен знать, что, во-первых, ему предстоит работать в обществе, в котором будут такие-то профессии; что людей с такой-то профессией понадобится столько-то. Во-вторых, он опять-таки должен знать, что ему предстоит работать в обществе, где изменится сущность как того или иного производства, так и самой профессии. Повар уже не будет поваром в нашем теперешнем понимании, а монтер — монтером.
Ответы на эти два вопроса, несомненно, приблизят нас к решению проблемы профессиональной ориентации. С учетом, разумеется, одного весьма существенного соображения. Человек, выбирая профессию, должен учитывать собственное стремление, зов сердца, не пренебрегая при этом общественным спросом. Чтобы не произошло, допустим, перепроизводства врачей или электриков и предложение не превысило бы спроса. Ибо это накладно для общества и оборачивается трагедией для личности.
Вы скажете: все это забота общества... Да, и общества. Социологи, к примеру, разрабатывают конкретные рекомендации по подготовке рабочих кадров. Но их рекомендации останутся добрыми, хотя и математически выверенными, пожеланиями, если молодежь, конкретный человек будет смутно представлять себе сущность выбираемой профессии, ошибаясь и «изменяя» своему жизненному пути.
Вот вам и зависимость решения проблемы выбора профессии от личности, А решается-таки она, надо думать, усилиями общества и личности. Я уже говорил, как: посредством двойной информации. Затем следует — я представляю это, разумеется, несколько схематично — подлинная оценка личностью своих возможностей, обучение по профилю и окончательный выбор своего места в жизни. Так в идеале. Но так должно быть и по существу, согласны?
«Согласны», — говорили ребята. Однако если сегодня к проблеме способностей каждого и места в жизни общество только подступается, если выбор профессии продиктован социальным спросом, в сущности, без учета зова сердца, стоит ли в таком случае волноваться за судьбу тех, у кого, скажем, восемь классов образования! Стоит ли дотягивать токаря с восьмилеткой до полного среднего образования! Разве обществу не все равно, с каким образованием этот токарь! Лишняя трата времени и средств...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.