Заметки о выставке технического творчества молодежи, посвященной 50-летию ВЛКСМ
Пять миллионов молодых людей участвовало в этом году в смотре технического творчества. Много это или мало? Напомним: в прошлом было 2 миллиона. За год число участников увеличилось в два с половиной раза! Может быть, толчком послужил юбилей комсомола? Безусловно, юбилейный год комсомола стал явлением, стимулирующим развитие активности молодежи и в этой области. Стремление достойно отметить 50-летие ВЛКСМ, делами обрадовать Родину направило деятельность комсомольских организаций по весьма интересному и перспективному пути.
Увлеченность техникой, знаниями, техническим творчеством стала знамением времени. Научно-технический прогресс овладел умами не только молодых ученых и инженеров, но и — что особенно важно — молодых рабочих. Комсомольцы, молодые люди шестидесятых годов испытывают потребность в активной работе технической мысли. И это не только требование экономического развития общества, но и условие совершенствования личности, самоутверждения молодого человека в коллективе, решающем те или иные задачи народного хозяйства.
Впрочем, в нашем обществе это стремление всегда было свойственно молодежи. Еще не кончилась гражданская война, а голодные, полуграмотные парни тянулись на рабочие факультеты. И многие из этих людей составили потом ту советскую техническую интеллигенцию, которая решила грандиозную проблему индустриализации страны.
Слово «ударный» мы теперь употребляем применительно к важнейшим стройкам нашей промышленности. Мы говорим: ударные комсомольские стройки. В годы первой пятилетки были ударники и ударный труд. Это означало, что рабочий трудится не только сознательно, но и напряженно, показывая другим образцы производственной дисциплины. Это было чуть ли не все, на что был способен тогдашний рабочий. Но именно этим самым ударным трудом были воздвигнуты первые домны Магнитки, созданы первые тракторы, построен Днепрогэс. Американские и другие иностранные специалисты (своих почти не было) смотрели и не могли понять этого энтузиазма. Да, энтузиазм был. Его нужно было помножить на инженерную мысль, которая совершила бы качественный скачок, которая поставила бы советскую индустрию в ряд с наиболее развитыми странами.
В канун международного юношеского дня 1935 года молодой донецкий шахтер Алексей Стаханов поднялся из забоя, добыв угля в 14 раз больше нормы. Весть об этом мгновенно облетела все шахты, заводы, стройки. Покатилась волна стахановского движения. Стаханов не был одиночкой. Он даже не был первым, кто попробовал работать иначе, изменить технологию. Другие пробовали еще до него водить поезда с большей скоростью, обслуживать не 12, а в десять, двадцать раз больше ткацких станков, работать сразу на нескольких фрезерных станках, применяли более совершенный инструмент и приспособления, изменяли технологию. Это было началом того процесса, в котором инженерная мысль смогла опереться на плечи миллионов передовых, думающих рабочих. Но найти такую опору могла лишь мысль инженера совершенно иного типа — советского инженера, который к тому времени стал фигурой достаточно большой, чтобы повести страну по пути к технической революции.
Что значит совершить техническую революцию? В чем это выражается? В создании космических аппаратов, приносящих нам информацию о фантастически далеких просторах Вселенной? В расщеплении атомного ядра? В создании мощнейшей металлургической базы или систем быстродействующих счетно-решающих машин? Ответить утвердительно на эти вопросы означало бы сказать только об одной половине дела. И, видимо, не главной половине, ибо все это лишь результаты технической революции, ее конкретные проявления. Несравненно важнее другое: на смену ударникам и стахановцам, пионерам советской индустрии, пришли люди не только технически грамотные, но и люди, для которых научное и техническое творчество составляет смысл жизни. Сравнение паренька образца двадцатых годов, вооруженного лопатой и тачкой, с современным его сверстником, управляющим кибернетической машиной, будет далеко не полным. Неполным, ибо мы представляем лишь внешние различия, но не видим работу мысли. А ведь они родственны по духу, эти молодые люди. На разных этапах нашей истории (и, заметим, не так уж далеки по времени эти этапы) они служат одному и тому же делу — созиданию нового общества. И пять миллионов их сверстников, участвовавших в минувшем году в смотре технического творчества молодежи, — это и есть то главное проявление технической революции, которая совершается в нашей стране.
Всем известно, что Советский Союз вышел на первое место в мире по подготовке инженеров и научных работников. Все это так. Мы даже свыклись с этим фактом. Но, называя эти статистические данные, мы упускаем из виду один очень важный момент: мы в данном случае не говорим о людях, чьи способности, чья природная одаренность, смекалка ставят их на уровень инженерного труда, хотя эти люди и не получили по тем или иным причинам систематического образования. Нет, это не простые рабочие. Их принято называть новаторами, рационализаторами, изобретателями. Сколько их работает в нашей промышленности — сказать просто невозможно! Их число не поддается учету по той простой причине, что многое зависит от условий, от предпосылок для развития талантов. И если говорят, что на каком-то предприятии мало рационализаторов, — не верьте этому. Значит, там плохо организовано дело, значит, там не созданы условия для работы мысли каждого молодого рабочего, хоть сколько-нибудь склонного к творчеству.
Я еще раз хочу вернуться к цифрам, с которых начал эти заметки. В прошлом году в смотре технического творчества молодежи участвовало два миллиона человек. В этом году — пять миллионов (то есть каждый пятый молодой человек, занятый в промышленности). Три миллиона думающих, творческих юношей и девушек, которые вступили в этом году на путь активной работы, составляли резерв, который всегда существовал. И одна из задач, которую преследовала организация смотров и выставок в городах, областях и, наконец, Всесоюзная выставка, — помочь миллионам молодых людей преодолеть некий психологический барьер, который стоит на пути к техническому творчеству, неверие в свои силы, мешающее претворить знания, опыт в технические разработки. Однако такое неверие нередко мешает и руководителям, от которых зависит создание творческой атмосферы. Для таких людей выставка тоже полезный урок. Полезный в буквальном смысле слова, ибо каждого хозяйственника должен привлечь экономический эффект, который приносит творчество молодых энтузиастов техники.
Конечно, не каждому участнику выставки везет так, как московской комсомолке инженеру Валентине Слюсаревой. Внедрение ее работы «Шины для автобусов большой вместимости» позволяет сберечь государству 58 миллионов рублей от применения миллиона шин в год. 22 100 рационализаторских предложений, сделанных юношами и девушками Донецкой области и уже внедренных в производство, принесли экономию более 20 миллионов рублей. Экономический эффект только от пяти предложений строителей Нурекской ГЭС составляет почти 210 тысяч рублей. Эти и другие сэкономленные нурекскими рационализаторами средства решено отдать на расширение жилищного и культурного строительства. Даже в далекой Якутии, крае, где промышленность только начинает развиваться, где пространства необозримо велики, мысль молодых новаторов — участников смотра — обещает сберечь государству около двух с половиной миллионов рублей.
Пока не подсчитан экономический эффект от внедрения технических разработок, предложенных во время нынешнего смотра. Но рационализаторские предложения молодежи в прошлом году (когда участвовало в смотре всего два миллиона человек) сэкономили народному хозяйству 700 миллионов рублей.
За этими цифрами и рублями скрывается огромный труд, настойчивость, тяжелые поиски, бессонные ночи. М. Горький в свое время говорил, что «мы должны научиться понимать жизнь, как творчество». Именно тяга к творчеству объединяет молодежь в общественные конструкторские и проектные бюро, бюро экономического анализа, бригады рационализаторов, штабы по внедрению новой техники. Здесь они могут попробовать свои силы, взяться за решение любой технической задачи.
В одном из запорожских общественных конструкторских бюро спроектирован и построен оригинальный двигатель для автомобиля «Запорожец». Развивая мощность 45 лошадиных сил, он очень компактен и намного легче, чем выпускаемый ныне серийный двигатель. Известно, что авиационные моторы приходится снимать с самолетов еще в хорошем состоянии: они, как говорят, отработали свой моторесурс. Запорожские энтузиасты создали передвижную электростанцию на базе такого, списанного из авиации газотурбинного двигателя. Мощность ее — 1 600 киловатт. Работать она может и на природном газе.
Комплексные бригады и общественные творческие объединения получили широкое распространение в институтах и на предприятиях Горьковской области. Молодые конструкторы одной из таких общественных лабораторий передали недавно Горьковскому медицинскому институту прибор для измерения интенсивности люминесцентного излучения клеток головного мозга. Для ученых-медиков здесь создана еще одна интересная работа — прибор для измерения скрытого и общего промежутка времени реакции человека на звуковые и световые раздражители.
Литейщики знают, какую серьезную проблему представляет охлаждение крупных металлических отливок, как важно сохранить отливку, чтобы трудоемкая работа не оказалась браком, не появились деформации, трещины, нежелательные структурные изменения в металле. Молодые инженеры
Московского научно-исследовательского института литейного машиностроения и литейной технологии Вячеслав Кузнецов и Анатолий Нагачев создали установку, которая по заданной программе регулирует охлаждение крупных отливок. Эту установку сейчас строят на нескольких заводах, а ее конструкторы уже думают над совершенствованием своего детища.
Если прежде дипломная работа будущего инженера, как правило, носила чисто академический характер, ограничивалась выявлением знаний, полученных студентом в институте, то теперь правилом стало решение в дипломном проекте конкретных технических задач. Творческая активность будущих инженеров и научных работников воспитывается не только в аудиториях, но и в работе общественных конструкторских бюро (а их в разных вузах страны насчитывается более 250), в научных студенческих обществах.
В работе студенческого научно-технического общества Уральского политехнического института имени Кирова участвует более трех с половиной тысяч студентов, молодых людей, которые уже сейчас готовят себя к самостоятельной творческой деятельности, которые не хотят довольствоваться ролью грамотных исполнителей чужих замыслов. И не удивительно, что из защищенных в последнее время дипломных проектов 113 приняты к внедрению на заводах.
На выставке представлены работы не только студентов, но и молодых научных сотрудников. Почетное место среди экспонатов занимает весьма интересная и оригинальная работа сотрудников Московского инженерно-физического института В. Герасимова, Ю. Летунова, А. Плахотишина и А. Илюхина. Это электронно-вычислительная машина «ГРАФ-1». Она предназначена для планирования промышленности, научных исследований, развития хозяйства. Вряд ли нужно объяснять, насколько сложен и многообразен этот процесс, как много факторов влияет на составление и выполнение планов, как важно точно знать ход работы огромного производственного механизма, чтобы вовремя вмешаться, внести необходимые поправки:
Уровень современной науки и техники достиг колоссальных высот. То, о чем могли только мечтать предыдущие поколения комсомольцев, нынешним поколением претворяется в жизнь. «Вы можете гордиться тем, что в нашей науке немало комсомольцев или работников, прошедших школу комсомола, — говорил Л. И. Брежнев, обращаясь к участникам торжественного Пленума ЦК ВЛКСМ. — Молодые научные работники вместе с маститыми учеными активно участвуют в решении важнейших проблем научно-технической революции, вносят в научное творчество дух новаторства, смелого поиска».
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Несколько интервью с учеными института кибернетики академии наук УССР о роли молодого ученого в молодой науке