Шхуна романтиков

Арсений Рябикин| опубликовано в номере №991, сентябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа

Этой шхуны нет на свете. Нет в прямом, реальном смысле. Шхуна условная.

Но есть в Новороссийске, на тихой тенистой улочке, угловой одноэтажный, из желтого камня дом. Совсем небольшой дом. Здесь находится редакция «Новороссийского рабочего». И есть в этом доме маленькая комната. Сидит в этой комнате худенький паренек в клетчатой выгоревшей рубашке. Стоит у него на столе среди вороха бумаг, писем, гранок высокий ржавый снарядный стакан. Если его перевернуть, сбоку на цоколе две выбитые цифирки: «41». Год изготовления. В стакане всегда цветы. Свежие. А на стене приколота большая цветная репродукция из журнала — ярко-красный цветок на фоне ржавых острых колючек.

Паренька зовут Костя Подыма. Он журналист. И в газете занимается школами. Наверное, это любимая работа. Она приносит радость. А радость для Кости — это общение с новороссийскими девчонками и мальчишками. Их заботы и планы. Их мечты, думы, сомнения.

Была сначала в газете редкая (раз в месяц) страничка для старшеклассников. Костя со своими юными помощниками придумал ей название: «Шхуна ровесников».

«Шхуна» отправилась в свое обычное газетное плавание и... вскоре превратилась в почти ощутимую и осязаемую.

...Развешаны на стенах фантастические карты. Проложен на них маршрут шхуны. Их составляет ребятам на каждые полгода земляк, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Константин Константинович Коккинаки.

На картах удивительные названия: «Море рассветных зорь», «Море дружбы», «Земля Аркадия Гайдара», «Остров Кино», «Остров Солнечной бригантины». Но не думайте, что только красивые названия! Каждое из них означает важное событие в жизни экипажа шхуны: гайдаровские вечера, кинофестиваль, походы... -

Есть у ребят свой устав и своя присяга. Есть свои гимн, который тан и называется «Гимн «Шхуны ровесников» (музыку и слова его написала курсант «ШР» Надя Черная). Есть значки и удостоверения.

Висит в комнатке, которая громко именуется кают-компанией, спасательный круг с таинственной надписью, лежат на столе Лоцманская дудка и вахтенный журнал, который аккуратно заполняется вахтенными. Здесь проводятся почти все палубные сборы. Самые важные и ответственные — большие палубные сборы — независимо от погоды и времени года назначаются на вершине Сахарной головы — высокой горы над городом. Здесь же принимаются и самые важные решения.

Во время войны по вершине горы проходила линия фронта, потом знаменитая фашистская «Голубая линия». Где-то в этих местах погиб политрук-разведчик и поэт, автор «Бригантины» Павел Коган. Ребята нашли землянку, из которой он, по свидетельству очевидцев, вышел на последнее задание.

И вот в честь поэта-бойца, в честь сотен других советских воинов, которые погибли в этих местах, ребята установили на Сахарной голове большой красный флаг. Флаг хорошо виден из города. И как только ветер, свирепый норд-ост, который берет здесь свое начало, размочаливает флаг на узкие ленточки, ребята поднимаются на гору и ставят новый.

Пусть алеет, пусть горит яркой капельной на самом гребне! Пусть его видят люди, видят шоферы, проезжающие по Сухумскому шоссе, пусть видят моряки, которые возвращаются после долгого плавания в Цемесскую бухту)

На Сахарной голове происходит прием в полноправные члены экипажа шхуны. Все новороссийские школьники — пассажиры шхуны. Но пятьдесят человек — курсанты и моряки. По уставу «ШР», полноправным членом экипажа может стать только тот, кто хоть раз поднимется на вершину Сахарной головы и примет мореное крещение. Морское крещение обязательно. Нужно до дна, не морщась, выпить стакан морской новороссийской воды.

Этот стакан воды пришлось выпить и всем почетным членам «ШР», в том числе комиссару шхуны, режиссеру Киевской студии имени Довженко Евгению Фирсовичу Шерстобитову.

Фантазеры они и выдумщики, эти новороссийские мальчишки и девчонки, во главе с Костей Подымой, своим капитаном! А почетные члены их шхуны — люди опытные, бывалые и тоже горазды на выдумки: К. Конкинаки, Е. Шерстобитов, Герой Советского Союза, вице-адмирал Г. Холостяков, композитор Александра Пахмутова. Почетные члены не часто бывают в Новороссийске, но своими письмами, дружескими советами и пожеланиями очень помогают ребятам.

Перед Всесоюзным слетом участников похода по местам революционной, боевой и трудовой славы в Киеве у ребят немало больших и маленьких задумок, планов, наметок. Но есть и сделанное.

И об этом рассказали нам дневники, документы, наконец, вахтенный журнал шхуны.

«...Тщательно были заклеены все письма, вложены в них снимки авторов. Фотографии переложены папиросной бумагой, рисунки завернуты в целлофан. Металлические коробки из-под кинолент, в которых решено было разместить весь груз, на вагоноремонтном заводе покрыли краской, предохраняющей металл от коррозии. Восемь частей фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише» уложили в полиэтиленовые мешки.

На дно капсулы-контейнера положили марлевый мешок с влагопоглощающими кристаллами. И стали укладывать в капсулу все коробки. Вниз восемь коробок — кинофильм. Сверху остальные шесть. В самой первой — письмо от штаба, письма ветеранов революции, гражданской и Отечественной войн. В остальных — магнитные пленки с песнями... Две коробки заполнили письма школьников.

...Эпоксидщик докового цеха Павел Федорович Королев залил смолой капсулу, уложенную в ящик из нержавеющей стали. Густая прозрачная масса янтарного цвета заполнила все пустоты ящика. Через несколько часов смола застыла. Перед морской водой, если она за 50 лет сможет просочиться к капсуле, встал еще один барьер.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Спорт? Наука? Искусство?

С Михаилом Ботвинником беседует наш специальный корреспондент Леонид Плешаков

Рай без памяти

Фантастический роман. Окончание. Начало см. №№ 11 — 16.