12 мая 1820 года родилась Флоренс Найтингейл
Keep Calm and Carry On. «Сохраняйте спокойствие и продолжайте делать свое дело». Этот девиз, появившийся в Великобритании только в 1939 году, с началом Второй мировой войны, как нельзя более точно описывает жизнь женщины, жившей почти на сто лет раньше. Невзирая на осуждение общества и родных, невзирая на государственные препоны, полностью игнорируя то, чего от нее ожидали, она сохраняла спокойствие и продолжала делать свое дело. Упорно и упрямо. С истинно английским достоинством и с таким же английским чувством юмора. Хотя профессия ее, безусловно, к юмору не располагала. Флоренс Найтингейл – первая в мире сестра милосердия. Женщина, изменившая эту профессию и отношение к ней. «Леди с лампой», несущая свет.
Добропорядочная леди
Родившаяся в семье аристократической и довольно богатой, Флоренс (свое имя она получила в честь Флоренции, где родилась во время затяжного свадебного путешествия родителей) могла вообще никогда в жизни не задумываться о такой вещи, как работа. Как и положено девушке викторианской эпохи, она должна была получить образование (и получила, причем отменное, такое, какое получали в те времена только мужчины), блистать в свете (и блистала – правда, довольно недолго), найти себе подходящую партию, выйти замуж, родить и вырастить детей и благопристойно доживать оставшуюся жизнь в окружении таких же благопристойных кумушек. Вот с этим у Флоренс и не сложилось.
Партию найти она бы могла, тем более с таким приданым, какое было за ней предложено. Да и внешне девушка была вполне миловидной. К юной мисс Найтингейл неоднократно сватались, однажды она даже дала согласие на брак – с кузеном одной из подруг. Однако ее остановило то, что уже во время сватовства молодой человек вел себя довольно развязно. Не желая становиться только лишь женой и матерью (сказывалось полученное образование), Флоренс разорвала помолвку, тем самым, потеряв подругу, но обретя свободу.
Мистер и миссис Найтингейл, разумеется, не были в восторге, но отказ дочери от одного конкретного бракосочетания еще ни о чем не говорил. В конце концов, женихов в Англии в те времена было достаточно. К ней сватался даже будущий успешный политик и писатель Ричард Милнс, однако и он получил отказ.
Все дело в том, что Флоренс уже захватила страсть совсем иного рода –желание помогать людям. И тут родители и лондонский свет были бессильны.
Посещая однажды один из приютов для больных бедняков (это тоже входило в обязанности добропорядочной молодой леди), Флоренс была поражена тем, в каком положении находились эти люди: все больные – заразные и незаразные – содержались вместе, вместо кроватей у них были только тюфяки из неоднократно использовавшейся соломы, а сиделки ничем не помогали больным. Попасть в такую «больницу» было для бедняков худшим из наказаний, ведь вылечить тут не могли, могли только продлить дни до отправки на кладбище.
Все это возмутило Флоренс. Но поскольку она была натурой деятельной, ее возмущение вышло за рамки обычных девичьих оханий. Она тут же объявила семье, что собирается пойти работать сиделкой в больницу для неимущих.
Дома, конечно, разразился скандал. У матери Флоренс случился инсульт, а отец перестал с ней разговаривать. Однако девушка все равно поступила по-своему и проработала в больнице целый месяц. Общество отвернулось от нее, ее перестали приглашать в приличные дома, женихов больше не наблюдалось. Но какое все это имело значение, если она нашла то, чему захотела посвятить всю свою жизнь?
Сестра милосердия – новая версия
До появления Флоренс Найтингейл профессия сиделки была не только неуважаемой, но даже презираемой. Как правило, в сиделки шли совсем уж опустившиеся женщины, пьющие, не имеющие никакой другой возможности заработать себе на жизнь. Помощи больным от них было мало, так как никакой квалификацией эти женщины не обладали. И Флоренс Найтингейл решила полностью изменить эту систему.
Однако просто так взять и изменить систему в Англии, стране, чье второе имя – Традиция, не так-то просто. Поэтому она отправилась за границу: сначала в Германию, в монастырь протестантских монахинь, а затем во Францию, в общину католических сестер имени Винсента де Поля. Ей пришлось это сделать, потому что соратницы по вере – протестантки – не захотели изменять привычный уклад. А вот французские католички оказались открыты к новым идеям, и Флоренс принялась за дело.
Она разработала свой собственный метод ухода за больными и совершенствовала его всю жизнь. Принципы ее были просты, и сегодня многие вещи кажутся нам очевидными, однако в те времена они были в новинку. Так, например, мисс Найтингейл ратовала за соблюдение строжайшей чистоты в палатах, проветривание помещения, режим питания, карантин для заразных и главное – за внимательное отношение к самим больным, их чувствам, жалобам и пожеланиям.
После того, как она претворила свои идеи в жизнь, смертность больных в госпитале при общине католических сестер уменьшилась в два раза.
Об этом успехе узнали в Лондоне и пригласили Флоренс вернуться на родину. Она с радостью согласилась, тем более что ей предложили занять место, на котором она смогла бы воплощать свои идеи в жизнь, – главной смотрительницы столичного лечебного заведения для обедневших дворянок, под личным патронажем Ее Величества, королевы Виктории.
Флоренс с упоением трудилась, разрабатывала методики ухода за больными, но тут в ее жизнь снова попыталась вмешаться викторианская мораль. Семейный врач Найтингейлов - доктор Сноуфилд – заинтересовался исследованиями Флоренс и мог часами общаться с ней на медицинские темы. Это сблизило их, и вскоре доктор сделал ей предложение. Найтингейлы были вне себя от счастья. Наконец-то, им удастся «сбыть» тридцатилетнюю (старая дева!) дочь, скомпрометировавшую всю семью!
Но доктор Сноуфилд имел неосторожность обмолвиться о том, что его жена после свадьбы, разумеется, оставит все свои «непристойные увлечения» - больницы, медицинские книги и прочие вещи, неподобающие матери семейства. Флоренс, для которой «непристойные увлечения» были смыслом жизни, с легким сердцем разорвала помолвку. Правда, при этом изрядно рассердила родителей, которые, сочтя это последней каплей, выгнали дочь из дому, лишив наследства.
С любовью для Флоренс, как она потом сама записала в дневнике, «было покончено».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
5 сентября 1638 года родился Людовик XIV
24 марта 1874 г. родился Гарри Гудини
24 июля 1802 родился маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри
комментарии
Хорошая история - к сожаление ранее ее не слышала