Есть события, в свете которых целые явления кажутся как бы ярче, выпуклее. Они позволяют взглянуть на привычные вещи другими глазами. И многое из того, что порой терялось в житейской суете, становится значительнее и серьезнее. К таким событиям в международном молодежном движении, несомненно, относятся Всемирные фестивали молодежи и студентов.
Вряд ли надо говорить молодому человеку нашего поколения об истории создания фестивального движения, особенно сегодня, в преддверии нового, IX Софийского фестиваля, к которому серьезно готовилась молодежь планеты и который, естественно, сегодня в центре внимания молодых представителей всех континентов Земли.
История восьми предыдущих фестивалей — в сердце каждого молодого человека, который хоть однажды побывал на встрече молодежи мира. Фестивальные столицы — Прага, Будапешт, Берлин, Бухарест, Варшава, Москва, Вена, Хельсинки — познакомили, сдружили и объединили в борьбе за общие цели свыше двухсот тысяч делегатов. И если представить себе, что каждый из них рассказал о своих встречах хотя бы сотне слушателей, то это значит: двести миллионов новых единомышленников приобрело фестивальное движение.
Но не только количественно — качественно менялось оно от года к году. В ряды участников становились организации, которые поначалу с недоверием относились к форумам молодежи. Многих отпугивал явно активный, наступательный, политический характер зарождавшегося фестивального движения. Тем не менее с годами количество стран и организаций — делегатов фестиваля — постоянно росло. И что особенно интересно, оно росло именно тогда, когда все более злободневными и боевыми становились фестивальные лозунги.
В западной социологии существуют такие устоявшиеся понятия, как потерянное поколение и современное поколение тинэйджеров. Но буржуазная пропаганда предпочитает умалчивать о том, что в тишине после окончания второй мировой войны родилось на Западе так называемое молчаливое поколение.
Не принимая социального уклада буржуазного общества, понимая несправедливость капиталистического мира, по законам которого даже трудности фронтовых будней распределялись так: чем ты богаче, тем легче проходишь через войну, тем укромнее тебе обеспечено местечко, — молчаливое поколение своим молчанием, открытым презрением к философии наживы и коррупции выражало свой протест против общества, в котором жило.
Но веяние времени звало дальше. Протесты молчания больше не удовлетворяли молодежь. Пример Страны Советов, стран социалистического лагеря постоянно звал на борьбу, на активное вмешательство в жизнь. И постепенно поколение молчаливых стало поколением борющихся. И мы не можем недооценивать значения международного фестивального движения в этой перековке молодых умов.
Опыт истории фестивалей нас учит: чем активнее становились лозунги фестивалей, тем большую симпатию у молодежи завоевывали сами, фестивали. Наполняясь новым глубоким содержанием, отвечая назревшим задачам молодежного прогрессивного движения, они как бы предвосхищали появление в различных странах все большего количества активных борцов за мир, дружбу и социальный прогресс.
По лозунгам н делам фестивалей можно писать историю. В них, как в зеркале, отражались требования времени, обстановка, складывавшаяся в международной жизни. В них отзвуки всех важнейших этапов борьбы, которую вела молодежь вместе со всеми прогрессивными силами планеты.
На своих всемирных форумах молодежь требовала положить конец холодной войне: лучше узнать друг друга, дружить, а не враждовать.
Когда заполыхали военные пожарища, раздутые американской военщиной в Корее и Индокитае, миллионы молодых рук взметнулись вверх, голосуя за поддержку народов, борющихся за свою независимость и демократию.
Когда над миром повисли кроваво-черные грибы атомных взрывов, когда психоз атомной угрозы начал загонять обывателя на ночь в бетонированные семейные доты, молодежь мира потребовала запрещения испытаний ядерного оружия.
Дружба рождала сотрудничество, общность целей и задач. Встречаясь на фестивалях с молодежью из стран Азии, Африки и Латинской Америки, миллионная армия участников фестивалей выступила с требованием ликвидации колониальных режимов.
Каждый фестиваль рождал своих героев. Всему миру известны имена активных борцов против реакционной политики империализма, таких, как Анри Мартен, Раймонда Дьен, Юрий Гагарин... «Мы готовы, — говорил Юрий Алексеевич Гагарин, — дружить не только на Земле, но и в космосе. А пока давайте дружить здесь, чтобы наш праздник прошел хорошо».
Но, как всякое подлинно массовое движение, фестивальное движение замечательно не появлением отдельных героев, а рождением массового героизма. Я думаю, что трудно найти на протяжении всей послевоенной истории хотя бы одну горячую точку планеты, хотя бы одно значительное сражение за демократию и мир, в котором не принимал участие молодой человек, давший под знаком многоцветной ромашки клятву интернациональной верности в стремлении жить в мире, бороться за свои права, права своего народа.
«Жизнь — борьба» — это кредо великого коммуниста Карла Маркса стало близко и понятно молодежи мира. И понятие борьбы она воспринимала столь же полно, как воспринимала саму жизнь. Отсюда не только умение сражаться за свои идеалы на фронтах классовой борьбы, но и умение отдыхать и радоваться многообразию.
Яркая, многоплановая культурная и спортивная программа любого Всемирного фестиваля молодежи вбирает в себя подлинное мастерство больших специальных конкурсов искусства и накал, высокий уровень спортивной борьбы, свойственный крупнейшим чемпионатам. Единение политических взглядов помогает молодежи мира находить общий язык и на подмостках сцены и на спортивных площадках. Закаляя себя политически, молодежь мира вырабатывает свое прогрессивное видение задач современного искусства. Несмотря на разноязыкость, порой диаметрально противоположные формы искусства, каждый фестиваль поражал своим высоким пониманием задач искусства в целом. И, несмотря на национальные, расовые, социальные барьеры, подлинное искусство любого, даже самого маленького народа находило горячий отклик в сердцах участников фестивалей.
Слова, которые вынесены на обложку этого номера «Смены»: «За солидарность, мир и дружбу» — это девиз нынешней встречи молодежи мира под солнечным небом Болгарии. Девятая по счету, она, очевидно, будет и самой представительной, будет новым шагом вперед в международном молодежном движении. Во всяком случае, прибавление в девиз слова «солидарность» уже стало таким шагом. Ибо солидарность молодого поколения в наши дни приобретает особое значение. Перед лицом все возрастающей силы прогрессивного лагеря международный империализм пытается расколоть молодежь, заразить ее бациллами национализма, примиренчества, эгоизма. Только в таком случае может он рассчитывать на победу. Это прекрасно понимают империалисты. Но это так же хорошо понимает и молодежь мира. И она сплачивается еще теснее и слово «солидарность» становится полноправным понятием в девизе IX Всемирного фестиваля.
Сегодня эта солидарность имеет конкретный адрес и конкретное направление — молодежь объединяет не только общность интересов и задач, но и общность поддержки, в первую очередь той молодежи, которая стоит на переднем плане борьбы с империализмом. Это молодежь Вьетнама. И она прежде всего будет в центре внимания фестиваля. День солидарности с народом и молодежью Вьетнама станет грандиозной манифестацией единства молодежи мира и в борьбе против самого агрессивного отряда международного империализма — империализма Соединенных Штатов Америки.
Вот почему каждый Всемирный фестиваль молодежи и студентов мы можем смело назвать клятвой борющегося молодого поколения, клятвой молодежи мира тем светлым идеалам, за которые шли на муки и смерть лучшие сыны и дочери планеты. Вот почему каждый фестиваль — откровение, радостное для друзей мира и горькое для его недругов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.