Традиции Советского Флота ведут свое начало от красного знамени революционного броненосца «Потемкин», они освящены легендарной «Авророй», орудия которой возвестили о рождении нового, социалистического мира. Флот был самой надежной опорой большевистской партии в борьбе за победу Великой Октябрьской революции. Разрабатывая план восстания в Петрограде, В. И. Ленин указывал, что для успеха внезапного и быстрого наступления необходимо «комбинировать наши три главные силы: флот, рабочих и войсковые части».
В годы гражданской войны зародилось тесное боевое содружество воинов Красной Армии и Военно-Морского Флота. Наибольшую активность проявлял Балтийский флот, корабли и форты которого надежно прикрыли подступы с моря к колыбели революции — Петрограду. За заслуги в борьбе с врагами многие корабли и части были награждены почетным Революционным Красным Знаменем, а в десятую годовщину наших Вооруженных Сил Балтийский флот был удостоен первого ордена и с тех пор именуется Краснознаменным.
Беззаветная преданность военных моряков делу народа, коммунистическим идеалам, их стойкость и самоотверженность сделали флот надежной опорой партии, Советского государства.
Постановление X съезда РКП(б) о возрождении и укреплении Военно-Морского Флота нашло горячую поддержку у комсомольцев и всей трудящейся молодежи. 16 октября 1922 года V Всероссийский съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи принял решение об установлении шефства комсомола над флотом. В обращении съезда к трудящейся молодежи и военным морякам говорилось:
«Учитывая ту колоссальную роль, которую играет красный военный флот в деле обороны подступов к советской республике, и считая необходимым взять на себя основную работу в деле возрождения боевой мощи морских сил советской России, v всероссийский съезд РКСМ постановляет:
— принять шефство над красным военным флотом республики. Всероссийский съезд призывает всех комсомольцев и всю трудящуюся молодежь каждодневно помогать красному флоту и его морякам... Принимая шефство, мы прежде всего обращаемся к комсомольцам-морякам: будьте лучшей боевой частью флота, служите примером для всех молодых моряков. Усердно и настойчиво постигайте все трудности морской службы».
Съезд передал делегации военных моряков знамя, на котором начертано: «Орлам революции — морякам Красного Военного Флота Республики от V-гo Всероссийского съезда Российского Коммунистического Союза Молодежи».
Решение комсомола о шефстве над флотом встретило горячую поддержку у молодежи всей страны.
Только за первый год шефства на флот пришло свыше 6 500 комсомольцев. Желающих служить на кораблях и в морских частях, в комсомольских организациях оказывалось гораздо больше, чем требовалось. Поэтому на собраниях разгорались жаркие споры о том, кто более достоин высокого доверия коллектива. В ВМФ шли лучшие из лучших. В райкоме комсомола получил путевку на флот рабфаковец Арсений Головко, через 15 лет возглавивший Северный флот. Комсомольцем 20-х годов был адмирал В. Л. Фокин, бывший командующий Тихоокеанским флотом, а затем первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР. К этому поколению воспитанников комсомола относятся и многие другие известные советские флотоводцы.
Комсомол занимался распространением среди молодежи военно-морских знаний, создавал военно-морские клубы и кружки по подготовке к службе на флоте, командировал своих членов на ремонт боевых кораблей, собирал и передавал в фонд строительства и помощи флоту большие суммы денег, книги, музыкальные инструменты.
В январе 1930 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о сборе средств среди комсомольцев и молодежи на строительство подводной лодки.
В 1934 году подводная лодка «Комсомолец» вошла в строй кораблей Краснознаменного Балтийского флота под номером «Щ-304». В мае 1931 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о строительстве на сбережения комсомольцев торпедного катера «Пионер». Это постановление также было выполнено.
Реввоенсовет СССР высоко оценил шефство Ленинского комсомола над ВМФ. В приказе от 16 октября 1932 года говорилось:
«Рабоче-Крестьянская Красная Армия с гордостью заявляет перед всеми трудящимися Советского Союза, что Краснознаменный комсомол выполнил взятые на себя V съездом обязательства.
...Всюду и везде на красных кораблях — в кочегарке и в боевой рубке, на палубе и у сложнейших морских приборов и механизмов, на всех морях, омывающих СССР, зорко и верно несут комсомольцы службу рабочему классу и высоко держат знамя Ленина».
Величайшим испытанием для советского народа, его армии и флота явилась Великая Отечественная война. В первый период войны, когда наша армия сдерживала натиск немецко-фашистских войск, флот надежно прикрывал ее фланги от ударов с моря, совместно с сухопутными войсками оборонял приморские города и военно-морские базы, высаживал десанты. Героическая оборона Ленинграда, Ханко, Моонзундских островов, Одессы, Севастополя, Кавказа, Сталинграда, Советского Заполярья, Москвы навеки останется в памяти народа и будет служить ярким примером беззаветного служения Родине.
Боевая деятельность нашего флота протекала в исключительно сложной обстановке. Ему противостояли крупные группировки морских сил врага, опиравшиеся на разветвленную систему базирования. Мы же в результате временной потери ряда баз и значительной территории на Балтике и Черном море оказались в худших по сравнению с противником условиях. Его силы фактически держали под контролем основные пути развертывания наших подводных лодок и надводных кораблей, и им приходилось действовать сразу же с выходом из баз при непрерывном ожесточенном сопротивлении врага. Все это требовало от наших моряков максимального напряжения сил, высокого искусства, беззаветного мужества, твердой воли, отваги и героизма.
Нельзя не сказать о массовом участии советских военных моряков в боевых действиях на сухопутных фронтах. В соединениях и частях морской пехоты сражалось около полумиллиона моряков.
Силы нашего флота потопили за войну более тысячи боевых кораблей и вспомогательных судов фашистской Германии, а общие потери торгового флота противника от ударов наших кораблей и морской авиации составили более трех миллионов брутто-регистровых тонн. Свыше двухсот соединений, частей и кораблей были награждены орденами, 85 кораблей, частей и соединений стали гвардейскими. 513 морякам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, а семеро из них — морские летчики Б. Ф. Сафонов, В. И. Раков, А Е. Мазуренко, Н. Г. Степанян, Н. В. Челноков, катерник А. О. Шебалин и морской разведчик В. Н. Леонов — удостоились этого звания дважды.
Военно-Морской Флот, всегда являвшийся средоточием новейших достижений науки н техники, был первым из видов вооруженных сил, где в широких масштабах и комплексно внедрялись ракетно-ядерное оружие, средства радиоэлектроники и атомной энергетики. Был взят курс на то, чтобы в короткий срок создать вполне современный океанский флот, в полной мере отвечающий условиям ракетно-ядерной войны. Для этого требовались корабли с большой автономностью, неограниченной мореходностью, высокой ударной мощью, способные наносить удары по противнику в океане и по его заморским территориям, защищать наши рубежи с океанских направлений.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.