В ритме доула

Алена Сввич| опубликовано в номере №988, июль 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

В едином дыхании замер зал. Произошло чудо. И горы, и солнце, и стремительность речного потока — вся вечная красота мира выразилась в прелести плавных движений девушек в белом.

Мы на концерте Северо-Осетинского ансамбля танца — одного из самодеятельных коллективов нашей многонациональной страны, который в эти дни демонстрирует свое великолепное мастерство в Софии — на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов. ...У каждого народа есть свои тайны — тайны предков, передаваемые из поколения в поколение, тщательно хранимые и оберегаемые от сторонних глаз. И посланцы Северной Осетии открыли нам одну из тайн — тайну вечной женственности.

В осетинской танцевальной сюите девушки даже не танцуют, они плывут, нет... летят, нет... парят в воздухе. Еле заметный поворот головы, тихая улыбка и поющие руки, руки, рассказывающие о девичьих мечтах. И какая царственная сдержанность в скромной грации их танца.

Черные брови вразлет — это лермонтовская Бэла вошла в круг; стройный стан, опущенные ресницы, неожиданный всплеск рук — совсем врубелевская княжна Тамара. Вместе с нарастающим ритмом доула — барабана — ворвался в зал вольный воздух гор, и словно раздвинулись, исчезли стены. Рокочет доул — быстрее, быстрее, уже девушки как будто слились в один белый поток стремительно несущегося Терека, и их руки превратились в его бурлящую пену. Гудит доул, уже нет места сдержанности, уже не в силах человеческих выносить такой бешеный ритм, уже сердце стучит в ритме доула, вот-вот взорвется страстный темперамент горянки!..

Но, как и вначале, внешне девушки совсем спокойны. Только сверкают глаза, и развевается в полете белая чадра.

А сюита продолжается дальше. Уже не может усидеть на месте молодой парнишка-доулист (Олег Газиев). Уже весь зал прихлопывает в такт танца, а джигиты все ждут: выдержат ли их

красавицы. И только когда неожиданно с коротким криком врывается в круг женщин барабанщик, еще минута — и весь зал бросится за ним в головокружительном ритме танца, только в эту секунду вылетают, словно на конях, джигиты. Демонстрируется поистине чудо южного темперамента. Парни взлетают над сценой, с размаху бросаются на колени перед женщинами, показывая перед ними чудеса ловкости и отваги. Есть предел любым человеческим возможностям, но нет его для джигита, когда дело касается танца.

На беспредельности этих возможностей построен сюжет другого танца ансамбля — «Поединок».

С давних времен повелось на Кавказе добиваться любви девушки, проявляя перед ней чудеса храбрости, удальства и благородства в поединке за ее сердце, если пришлась она по душе нескольким парням в ауле. И весь аул, как строгий судья, наблюдает за этим поединком. Только бескорыстие, доброта, честность встречают поддержку у этого мудрого народа.

Жаркий южный день. На гулянье рассыпались в ярких платьях по площади, словно горные алые маки, все девушки аула. Гордо джигитуют перед ними на конях парни. Но вот от них отошла, вызывая на танец, стройная высокая девушка и закружилась в легком, неудержимом движении. Пора. Весь аул пристально следит за двумя юношами. Один из них — красавец, такой, о котором втайне мечтает не одна девушка. Ловкий, с гордой осанкой, знающий свою неотразимость и поэтому немного небрежный, медлительный в движениях. Он заранее уверен в победе. Второй — полная ему противоположность: маленький, неловкий в движениях, смешной в своей неловкости.

Чего же ждут тогда все? Значит, знают в ауле, что не так легко одной самоуверенностью добиться расположения девушки.

Видимо, это и придает храбрости второму выйти на поединок. Иначе кто бы решился осрамиться на глазах всего аула? И даже эта храбрость, при полной ее безнадежности, уже подкупает.

Начался танец. Самоуверенность, перешедшая в природную лень, погубила джигита. С таким изяществом, тан осторожно и нежно и одновременно с таким огненным темпераментом повел себя в танце наш маленький неудачник, что гул восхищения пронесся по аулу. Стушевался, спрятался в толпе «красавец», и все вдруг поняли, что уже давно было отдано победителю сердце девушки, но, видно, хотелось ей, чтобы выбор этот понял и одобрил весь аул.

И опять захватил, закружил, растревожил всех нарастающий ритм доула. И тут слово «антракт» прозвучало как слово пощады, как глоток воды умирающему от жажды.

В те десять — пятнадцать минут, которые длится антракт, зритель имеет возможность успокоиться, прийти в себя и задуматься, попробовать проанализировать успех этого ансамбля. Да, конечно, если считать зрителя лучшим судьей, то успех у ансамбля несомненный. Но искусство — вещь коварная. Зрителя можно заразить, увлечь искусственно, — есть для этого масса запрещенных приемов. Ими иногда некоторые пользуются. В зале успех полный, а потом зритель выходит и понимает, что его обманули, так сказать, проэксплуатировали слабые стороны его зрительской психологии.

К счастью, представителей Северной Осетии при их поразительном темпераменте спасает от этого строго воспитанный вкус, чувство меры, годами оттачиваемое мастерство. Этим они, конечно, прежде всего обязаны своему руководителю — Давиду Иласовичу Темиряеву, прекрасному знатоку национального колорита и творческих возможностей каждого участника своего ансамбля.

Ведь, кроме южного темперамента и природной пластичности, каждый из участников ансамбля — художник. Достаточно для этого посмотреть их программу. Любой танец — маленькая новелла, рассказывающая о жизни, традициях народа. Радостно, что после концерта остается ощущение, будто ты познакомился не только с североосетинцами, а со всеми народами Кавказа.

Может быть, у некоторой части молодежи есть такое мнение, что любой национальный танец ушел в прошлое, стал одной из обязательных частей музейных экспонатов. Думается, что если такое мнение и бытует, то оно все же ошибочно, и чтобы разубедиться в этом, достаточно попасть на концерт Северо-Осети некого ансамбля. Современные танцы, конечно, соблазнительны заразительностью, массовостью, возможностью освободиться от деловой скованности и сдержанности. Кто будет спорить, что эти танцы дают право на свою радость, даже красивую, когда исполняются с азартом молодости, озорством, пластичностью, музыкальностью, но... может ли все это вдохновить поэта на такие стихи, какие писал о кавказской женщине Лермонтов... даже если бы такой поэт нашелся в наши дни?

Нежна — как пери молодая,

Создание земли и рая.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены