В.-П.: Не только поэтому. В команде — будь то команда футболистов или гребцов на восьмерке — роль врача-психолога куда важнее, чем в индивидуальных видах спорта. Боксер или штангист — один, баскетбольная команда — это двенадцать человек. Трудности увеличиваются не в двенадцать раз, а раз, наверное, в пятьдесят. Один излишне самоуверен, другой приболел, третий не хочет играть, если будет играть четвертый, четвертый, вопреки планам тренеров, желает играть непременно в стартовом составе, пятый побаивается противника, шестой не поладил с невестой и поэтому хандрит... А ведь эти двенадцать — команда, они должны выйти и играть, играть слаженно, играть так, как сыграл бы один человек.
Ж.: ВЕРНЕМСЯ, ОДНАКО, К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК. ЧЕМ ЕЩЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ ВРАЧ-ПСИХОЛОГ?
В.-П.: Успевайте только записывать. Талантлив ли спортсмен, есть ли у него сила воли, настойчив ли он, инициативен, целеустремлен, трудолюбив ли, степень его уравновешенности и самообладания, его эмоциональность и темперамент, быстрота мышления, как он относится к новому — к тому, чего никогда не видел и о чем никогда не слышал. В общем, как видите, врача-психолога практически интересует все.
Ж.: ВЕРНО ЛИ, ЧТО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЕТЕРАНАМИ И МОЛОДЫМИ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА СКЛАДЫВАЮТСЯ ГЛАДКО?
В.-П.: к сожалению, верно. Да иначе, видимо, и быть не может: старость не хочет уходить без боя, молодость торопится все получить. Бывает, что отношения складываются нормальные, даже доброжелательные. Но это, увы, исключение.
Ветерана отличает академизм, консерватизм (и то и другое приобретается с годами), как правило, у него высокая техника (иначе не играл бы так долго), он донельзя пресыщен спортом. Ветеран умеет экономно тратить силы, даже на генеральных тренировках работает далеко не на полную мощность, а это порой вводит в заблуждение очевидцев, в том числе и тренера, которому трудно определить, не хочет ветеран или не может; ветеран умеет использовать для отдыха каждую паузу в матче. Тренера он понимает с полуслова, а то и без слов. Как правило, ветерану недостает самокритичности. Впрочем, некоторые ветераны бросаются в другую крайность, более опасную. Чрезмерная самокритичность, граничащая с самоунижением, приводит к тому, что спортсмен, который еще мог бы играть и играть, уверяет самого себя в том, что его век кончился. В такой ситуации врач-психолог должен делать все от него зависящее, чтобы изменить отношение к ветерану его партнеров и тренера. Надо, чтобы игрок убедился в том, что он еще не вышел в тираж.
Теперь о молодом спортсмене. Желания играть у него больше, чем умения; Стремление показать себя во всем блеске, показать даже то, чего у него нет, заставляет его работать в полную силу даже тогда, когда это от него не требуется.
Если ветеран волнуется вплоть до начала матча, то с первых же его секунд он обретает спокойствие — разумеется, относительное. Что же до молодого спортсмена, то тот обычно не испытывает никакого волнения перед матчем, но зато потом у него глаза, как говорится, лезут от страха на лоб.
Ж.: КАК НАДО РЕАГИРОВАТЬ НА КАПРИЗЫ «ЗВЕЗД»?
В.-П.: А вы уверены, что в спорте существует такая проблема — .проблема «звезды»? Что касается меня, то я в этом не убежден. «Звезда» — это очень хороший, даже выдающийся спортсмен и обыкновенный человек, со своими достоинствами и недостатками, со своими человеческими слабостями.
Если «звезда» просит вместе с ним в состав команды поставить А и не ставить Б, это еще не значит, что «звезда» капризничает, своевольничает, учит тренера. Выбор тактического варианта во многом зависит от возможностей «звезды». Так почему же не исходить из того, что игрок, именуемый «звездой», знает, с кем ему легче и лучше добиваться желаемого? Конечно, тренер обязан руководствоваться не одними тольно желаниями «звезды», но и их он не должен сбрасывать со счетов.
«Звездная болезнь», разумеется, существует. Но ею болеют и незвезды и те, кто только считает себя «звездами». А мало ли примеров, когда «звезды», которых осыпают почестями, расхваливают, «звездной болезнью» не заболевают? Предрасположен или не предрасположен человек к «звездной болезни», зависит от внутренней его культуры, от его интеллекта, воспитания.
Ж.: ПОЧЕМУ ОЧЕНЬ ЧАСТО ТАЛАНТЛИВЫЙ, ПОДАЮЩИЙ НАДЕЖДЫ СПОРТСМЕН, ПРИХОДЯ В СБОРНУЮ, РЕЗКО УХУДШАЕТ СВОЮ ИГРУ?
В.-П.: Это объясняется одной из трех причин.
Первая. Движимый самыми благими намерениями, игрок стремится показать больше, чем умеет; как следствие, не может показать даже то, что умеет.
Причина вторая. У себя в команде игрок — «звезда». Там его не страшат ошибки. Он знает: партнеры смолчат, он не боится взять игру на себя: именно этого от него и ждут. А в сборной он не премьер, он рядовой игрок; на него покрикивают старожилы команды. По существу, ему все приходится начинать сначала.
И, наконец, последняя причина. Предположим, тренеру баскетбольной сборной понравился центровой. Он пригласил игрока, но так как в центровых команда не нуждалась, решил переквалифицировать его в нападающего. Удачно такие эксперименты заканчиваются крайне редко. Наиболее свежий пример такой неудачной переквалификации — сборная СССР по футболу, в которой чуть ли не половина игроков выполняла совсем не те роли, которые отведены им в клубных командах.
Ж.: ПОПРОШУ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ СОБЫТИЯ, ПРОИСШЕДШИЕ В КОМАНДАХ, С КОТОРЫМИ ВЫ НЕ РАБОТАЕТЕ. В 23-м НОМЕРЕ «СМЕНЬЬ ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД В ЗАМЕТКАХ ТРЕНЕРА СБОРНОЙ СССР ПО БАСКЕТБОЛУ А. ГОМЕЛЬСКОГО БЫЛА, В ЧАСТНОСТИ, РАССКАЗАНА ТАКАЯ ИСТОРИЯ: В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО БАСКЕТБОЛУ ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО СБОРНАЯ СССР СМОЖЕТ ЗАНЯТЬ ПЕРВОЕ МЕСТО, ЕСЛИ АМЕРИКАНСКАЯ КОМАНДА ПРОИГРАЕТ БРАЗИЛЬСКОЙ, А НАША ВЫИГРАЕТ У ЮГОСЛАВСКОЙ. МАТЧ США — БРАЗИЛИЯ ПРЕДШЕСТВОВАЛ МАТЧУ С УЧАСТИЕМ СОВЕТСКИХ БАСКЕТБОЛИСТОВ. АЛЕКСАНДР ГОМЕЛЬСКИЙ, ЖЕЛАЯ СОХРАНИТЬ НЕРВНУЮ ЭНЕРГИЮ ИГРОКОВ, ЗАПРЕТИЛ ИМ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА МАТЧЕ США — БРАЗИЛИЯ. ВО ВРЕМЯ ПЕРВОГО ТАИМА ЭТОГО МАТЧА НАШИ ИГРОКИ НАХОДИЛИСЬ В ГОСТИНИЦЕ. К НАЧАЛУ ВТОРОГО ОНИ ПРИЕХАЛИ В ЗАЛ: МАТЧ СО СБОРНОЙ ЮГОСЛАВИИ. ИГРОКИ КОТОРОЙ, КСТАТИ, ВИДЕЛИ МАТЧ США — БРАЗИЛИЯ, НАЧИНАЛСЯ СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРЕДЫДУЩЕГО. ГОМЕЛЬСКИЙ ПРИКАЗАЛ ИГРОКАМ НЕ ПОКИДАТЬ РАЗДЕВАЛКУ. ТЕ БУКВАЛЬНО РВАЛИСЬ В ЗАЛ, НО ИХ УДЕРЖИВАЛИ — И УДЕРЖАЛИ — ЧУТЬ ЛИ НЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИЛЫ.
Я НЕ УБЕЖДЕН, ЧТО ГОМЕЛЬСКОМУ УДАЛОСЬ ДОБИТЬСЯ ЖЕЛАЕМОГО. И В ГОСТИНИЦЕ И В РАЗДЕВАЛКЕ ИГРОКИ НЕ МОГЛИ НЕ ДУМАТЬ О МАТЧЕ, КОТОРЫЙ МОГ ЛИШИТЬ ИХ ШАНСОВ НА ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕРВНАЯ ЭНЕРГИЯ ВСЕ РАВНО РАСХОДОВАЛАСЬ.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Наш специальный корреспондент Алексей Фролов встретился и беседовал с учителем русского языка и литературы 34-й вечерней школы г. Ленинграда Владимиром Емельяновичем Ярмагаевым