Бесконечный слалом

опубликовано в номере №989, август 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ж.: МАТЧ ЗАКОНЧИЛСЯ...

В.-П.: ...А работа врача-психолога продолжается. Он следит за строгим соблюдением режима, за тем, чтобы спортсмены надлежащим образом отдыхали; отдыхать тоже надо уметь.

Ж.: ВАМ ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ ГОВОРИТЬ СПОРТСМЕНАМ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ, ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ. НЕ ОЧЕНЬ ЛИ ЭТО УГНЕТАЕТ?

В.-П.: Гораздо чаще я говорю о том, чего им нельзя делать. А все то, что не запрещено, разрешено. Конечно же, надо считаться с желаниями спортсменов. Но только в том случае, если это не пойдет во вред делу. К примеру, в самом факте рыбалки нет ничего худого. Но если, скажем, обратная дорога займет два-три часа в битком набитом автобусе, а завтра днем предстоит играть в ответственном матче, то, разумеется, рыбалка должна быть запрещена. Но нельзя просто запретить, надо объяснить, почему вы так поступили.

Ж.: ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ВРАЧ-ПСИХОЛОГ ВО ВРЕМЯ РАЗБОРА ИГРЫ?

В.-П.: Что до меня, то чувствую себя там лишним. Тренер — начальник. А начальство — это вам, наверное, известно — ругает чаще и охотнее, чем хвалит. Разнос всегда неприятен; если же он происходит в присутствии свидетелей — неприятен вдвойне. Но одно дело — товарищ по команде: он тоже игрок, ему тоже доставалось — не сегодня, так в прошлый раз; а врач-психолог — это как раз тот свидетель, присутствие которого крайне нежелательно.

Ж.: ТАК ПОЧЕМУ БЫ ВРАЧУ-ПСИХОЛОГУ И ВПРЯМЬ НЕ УЙТИ С РАЗБОРА ИГРЫ? В КОНЦЕ КОНЦОВ О ТОМ, ЧТО ТАМ ГОВОРИЛОСЬ, ОН СУМЕЕТ УЗНАТЬ ОТ ТРЕНЕРА.

В.-П.: Тренер всегда сможет рассказать, о чем говорили, но очень редко сможет сказать, как говорили, ему трудно будет передать интонацию говоривших. А один нюанс стоит десяти цитат.

Ж.: НАДО ПОЛАГАТЬ, ОСОБЕННО МНОГО ХЛОПОТ ДОСТАВЛЯЕТ ВРАЧУ-ПСИХОЛОГУ МАТЧ, В КОТОРОМ КОМАНДА НЕЖДАННО-НЕГАДАННО ПРОИГРАЛА?

В.-П.: Совершенно верно. С небольшим, правда, уточнением. В известной степени вреден и матч, который закончился неожиданной победой.

Ж.: ИГРОКИ ЗАДИРАЮТ НОС?

В.-П.: Не в этом дело. Всякая неожиданность вызывает бурные эмоции, а следовательно, и излишний расход нервной энергии.

«А вы уверены, что в спорте существует проблема «звезды»?

Ж.: ЗАКОНЧИЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ МАТЧ ТУРНИРА. ЧЕМ ЗАНИМАЕТЕСЬ ВЫ В «МИРНОЕ ВРЕМЯ»?

В.-П.: Готовлюсь к «войне». Составляю психологические характеристики спортсменов. Меня интересует, какое образование у спортсмена, степень его общего интеллекта...

Ж.: А КАКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ДЛЯ ВАС ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩИЙ. А НЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СПОРТСМЕНА?

В.-П.: Спортивная команда отличается от любого коллектива — от КБ, оркестра, магазина — своей разношерстностью: в команде есть игроки, получившие высшее образование (причем не обязательно спортивное), и есть игроки, еще не окончившие неполную среднюю школу. Согласитесь, что, объясняя одну и ту же задачу разным игрокам, тренер и слова должен выбирать разные.

Ж.: МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ЧЕМ ВЫШЕ ИНТЕЛЛЕКТ СПОРТСМЕНА, ТЕМ ЛЕГЧЕ РАБОТАТЬ ТРЕНЕРУ?

В.-П.: И да и нет. Чем выше у спортсмена интеллект, тем быстрее он понимает, чего от него хотят, быстрее решает поставленную перед ним задачу. Но если ему требование тренера почему-то не нравится, переубедить его крайне трудно. Он будет логически отстаивать неприятие идеи. Свое отрицательное отношение к новшеству, несогласие с тем или иным предложением такой спортсмен будет разумно аргументировать. Он не просто игрок, он еще и сам себе тренер.

Ж.: ПОЧЕМУ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ БЕСЕДЫ ВЫ ИСХОДИТЕ ИЗ ТОГО, ЧТО ВРАЧ-ПСИХОЛОГ ВСЕНЕПРЕМЕННО РАБОТАЕТ ТОЛЬКО С КОМАНДОЙ? НЕ ПОТОМУ ЛИ, ЧТО САМИ РАБОТАЕТЕ С КОМАНДОЙ?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пять вечеров с учителем

Наш специальный корреспондент Алексей Фролов встретился и беседовал с учителем русского языка и литературы 34-й вечерней школы г. Ленинграда Владимиром Емельяновичем Ярмагаевым