Молодежь запада перед выбором

Г В Осипов| опубликовано в номере №976, январь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодежи капиталистических стран Запада приходится решать социальные проблемы, оставленные ей прошлым. Эта молодежь стоит перед | реальным выбором между войной и миром, социализмом и капитализмом, демократией и фашизмом, культурой и бескультурьем. От того, насколько активно молодые люди будут участвовать в решении этих проблем, во многом зависит не только их собственное будущее, но и будущее страны. Понятно то пристальное внимание, которое уделяет проблемам молодежи западная социология.

За кем пойдет молодое поколение, почему оно в значительной своей части отрицает сложившиеся в буржуазном обществе нормы, ценности и традиции, по какой причине часть молодых людей стремится изолироваться от общества, уйти в мир узкоиндивидуалистических настроений и переживаний? Все эти вопросы составляют основу предмета социологических исследований молодежи в странах Западной Европы и Америки.

За рубежом издается масса литературы, прославляющей буржуазный образ жизни. Эта социальная апологетика заверяет молодежь в ее собственном благополучии, в отсутствии каких-либо признаков социального конфликта отцов и детей.

Но рядом с этими лицемерными заявлениями существуют попытки всерьез проанализировать проблему, попытки, вызванные растущей тревогой по поводу неблагополучного положения с молодежью.

Преступность и самоубийства, половая распущенность, алкоголизм, наркомания и психические заболевания быстро прогрессируют среди молодежи во всех капиталистических странах. Какое же отражение все это находит в социологической литературе?

Существует ряд теорий, пытающихся объяснить нежелательные социальные процессы тем, что современное кино, телевидение и комиксы развращают молодых людей и учат их преступности, что семейная неустроенность, разбитые семьи, работа матерей на производстве ослабляют внимание взрослых к воспитанию детей, что основная причина преступности — нужда, плохие жилищные условия, лачуги, трущобы, обнищание и т. п.

Не принижая значения перечисленных фактов, следует отметить, что причина отрицательных явлений в сознании и поведении западной молодежи лежит гораздо глубже.

На самом деле в определенной социально-экономической ситуации самые обездоленные, самые низшие слои капиталистического общества «представляют» наибольший процент преступности. Однако этот фактор лежит на поверхности явления. Ведь сама обездоленность является следствием капитализма, и от этого никуда уйти нельзя.

В то же время представляют интерес те работы западных социологов, в которых рассказывается не о поведении обездоленных, которое ведет к преступности, а анализируется молодежь, достаточно обеспеченная, представляющая «средние» слои» капиталистического общества.

Исследования, проведенные Гарвардским колледжем, показали, что молодые люди так называемого «среднего» слоя сознательно и активно отчуждают себя от участия в общественной жизни страны.

Если, традиционное американское воспитание требует чувства ответственности, то «отчужденная» молодежь достижению четко выраженных общественных целей предпочитает абстрактно-эстетический поиск, оптимистическим идеалам — скепсис.

Этот «средний», слой всегда составлял социальную опору капитализма. Из него рекрутировалась армия для защиты политических и социально-экономических основ буржуазного общества. И вот эта опора расшатывается, размывается, становится ненадежной и непригодной для защиты эксплуататорских классов, несет ярко выраженные пессимистические и скептические настроения.

Но нельзя забывать и о том, что буржуазные ученые выполняют социальный заказ, умышленно раздувая степень разложения молодежи, «отчуждения» и аполитичности.

Путем огромной по своим масштабам пропаганды делается попытка убедить молодежь в том, что она якобы ни на что не способна, что ее удел — танцы, секс, наркотики, безыдейность. Другими словами, буржуазия стремится отвлечь массы молодежи от тех прогрессивных идей, которые все более последовательно и успешно проводятся в капиталистических странах Запада коммунистами и другими прогрессивными деятелями, революционно настроенными молодежными организациями.

В Соединенных Штатах, Франции, Западной Германии и других капиталистических странах в последние годы появилось много теорий, при помощи которых делается попытка объяснить кризис духовной жизни молодежи как низших, так и средних слоев общества.

Следует сказать, что западным социологам иногда, удается глубоко проанализировать и описать некоторые социальные процессы и явления. Однако над каждым из этих социологов довлеет антинаучная, ложная идеология, которая ограничивает диапазон поисков, налагает «табу» на исследования многих явлений, например, частной собственности и основанных на ней общественных отношений, социальной структуры.

Одной из наиболее модных в зарубежной социологии теорий молодежи является так называемая теория «равных иллюзий при одинаковых возможностях». Эта теория представляет интерес, так как она тесно связана с широко используемыми буржуазной идеологией понятиями: «массовая культура» и «массовое общество».

Западные социологи рассуждают примерно так: развитие средств массовых коммуникаций — телевидения, прессы, кино — приводит к созданию массовой культуры. Если прежде определенная идеология, ценности, вкусы были принадлежностью определенных социальных групп, то теперь они стали доступными всем слоям общества. Одну и ту же телепередачу смотрят миллионер и уборщик мусора, поэтому, мол, культура «усредняется». Усваивая ее содержание, все социальные группы становятся приверженцами одних и тех же ценностей, взглядов, убеждений. Поэтому-де исчезает различие между социальными группами, а само общество становится бесклассовым, так называемым «массовым обществом».

Но эта теория, которая, видимо, кажется ее апологетам крепостью, разрушается от элементарных сопоставлений с жизнью.

У подростка, еще не столкнувшегося с социальной реальностью, благодаря рекламе и пропаганде может возникнуть иллюзия, будто перед ним открыты все пути. Однако первые же самостоятельные шаги убеждают, что фактически равных возможностей не существует, что в отличие от тех, кому посчастливилось родиться среди властвующей элиты, он обречен на выполнение весьма незавидной социальной роли. Отсюда разочарование, бунт, отказ принять нормы того общества, которое так жестоко его обмануло.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Оркестр и оркестранты

С точки зрения...

Несознательность

Юмористический рассказ