Здесь, перед нами, бой откатывается все дальше к горизонту. А где-то там, севернее, ведет наступление Иркутско-Пинская, и в ее боевых порядках — Володя Мысяков, Валерка Данцев, Женя Некрасов... Успел ты, Валерка, выпустить «боевой листок»? Успели ли вы хоть поспать, ребята?..
Наш бронетранспортер с поднятыми волноотражателями, не сбавляя скорости, врезается в реку. Взметнулись два зеленых водяных крыла. Едва колеса оторвались от грунта, бронированная громадина всплыла. Механик-водитель включил водометные движители. И транспортер, как катер, устремился к правому днепровскому берегу.
Над всем берегом черными флагами висят дымы. Артиллерия «восточных» уже закончила огневое подавление противника. Только танки нашего батальона, встав у уреза реки, бьют прямой наводкой по ближним целям.
Приближаемся к середине Днепра. Быстрина. И тут отозвался правый берег. Там зарылись в песок. искусно замаскировались под рельеф местности танки, протянули навстречу нам стволы пушки, подняла в траншеях голову после огневого налета пехота. Над кромкой берега с грохотом и свистом проносятся самолеты.
Река здесь широка, глубока. Стремителен ее накат. Но наша машина жестко нацелена на заранее намеченный ориентир — сухую метлу ракиты.
Правый берег приближается. Теперь из каждой амбразуры нашего транспортера — огонь и треск: бьют шесть автоматчиков, пулеметчик, изготовился гранатометчик.
На скорости машина выходит на берег и словно бы броском вскидывается на откос. Справа и слева зелеными, низко осевшими в воду чудищами накатываются на песок другие бронетранспортеры батальона.
Взревел, раскалываясь, воздух. В дыму на малой высоте пошли десятки вертолетов десанта. Их задача — захватить плацдарм в глубине обороны «западных» до подхода нашей мотопехоты.
Наш батальон уже весь на суше.
— Ур-рааа!
Первые траншеи «противника» позади. Мы крепко вцепились в траву и глину. За нами Днепр форсируют вторые эшелоны.
С момента, когда еще на том берегу была подана команда «По машинам!», прошло всего полчаса!
Во все времена форсирование водных преград считалось самым трудным делом на войне. Днепр второй раз за четверть века стал свидетелем броска советских войск. Да, нашей армии не занимать опыта в преодолении таких рубежей — сотни самых различных рек покорились ей в войну.
Осенью 1943 года гитлеровское командование, не сдержав наступления Красной Армии на левобережье Украины, свои оборонительные расчеты построило на днепровском рубеже — самой мощной водной преграде на всем Восточном фронте, от Балтийского до Черного моря. Фашисты предполагали, что нашей армии потребуется для подготовки к форсированию Днепра по крайней мере несколько месяцев.
Первые подразделения Красной Армии вышли к реке 21 сентября. Все начиналось так же, как и сейчас: отдельные группы и штурмовые отряды, взводы и усиленные батальоны получили задачу захватить на правом берегу плацдарм, прорвать первые линии траншей и держаться до подхода главных сил. Но не было в тех штурмующих батальонах плавающих бронетранспортеров и танков, не было понтонных парков, гусеничных самоходных паромов — всей этой стальной, неуязвимой ни для воды, ни для огня лавины. Были один-единственный катер и паром грузоподъемностью в тридцать тонн, он не выдержал бы и одного танка. Форсировали на местных и подручных средствах, иными словами, на плотах и просто на досках, в бочках, просто вплавь. Легкие пушки перевозили в двух лодках: одно колесо — в одной лодке, другое — в плывущей рядом.
Решающим для успеха наступления было сооружение моста, способного выдержать тяжелую технику. Такой мост начали возводить у села Козинцы. Более двух тысяч местных жителей, сотни саперов сооружали этот мост. Срок строительства был установлен в две недели. В истории Великой Отечественной войны отмечено: «Постройка Козинского моста в неслыханно короткий срок, за 11 календарных дней, представляла собой крупную победу, которая сыграла большую роль не только в боях за удержание и расширение плацдармов на правом берегу Днепра, но и в разгроме киевской группировки противника».
Одиннадцать календарных дней...
Я смотрю назад, за реку, откуда за несколько минут перебрался на этот берег наш мотострелковый батальон. Сразу за первым эшелоном наступающих вышли к берегу инженерные войска. Спущены в воду понтоны. Понтоны, соединенные друг с другом, образовали паромы — звенья наплавного железнодорожного моста. Тут же моторные «толкачи» потащили их, выстраивая один встык другому. И вот уже по рельсам сползает на мост железнодорожный эшелон, а следом за вагонами втягиваются танковые и автомобильные колонны. Я снова смотрю на часы. Трудно поверить: как мало прошло времени!
А ниже и выше по всему Днепру, насколько достает взор, сооружаются или уже сооружены надводные и подводные мосты, идут и плывут войска.
Новое слово в военном искусстве: широчайшая водная преграда форсирована с ходу, без замедления темпов общего наступления.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть