«Говорит и показывает космос...» * Радиостанция величиной с пуговицу * Автоматы делают автоматы * Будущее за микроэлектроникой
На экране телепередача. Как будто обычная. Но почему все замерли перед телевизорами, почему так напряженно всматриваются в лицо человека в скафандре? Космонавт улыбается, поднимает руку, приветствуя людей. Вот он подбросил журнал, и тот невесомым поплыл по кабине. Шел август 1962 года, говорил и показывал космос. Какое триумфальное шествие от первого в мире радиоприемника Попова до этой телевизионной передачи! Какие гигантские успехи! И мы не ошибемся, если характерным символом современной техники назовем точнейший электронный прибор. Он олицетворяет достижения человека во всех областях производства и технической мысли. Это не только радиосвязь или телевидение, радиолокация или радионавигация, вычислительная техника или автоматика и телемеханика. Без электронных устройств теперь уже невозможно представить себе ни современной квартиры, ни совершенного завода, ни лаборатории ученого. Но приборы становятся все более сложными, они увеличиваются в размерах. Современная счетно-решающая машина занимает огромные залы, и перед учеными и инженерами встала задача — создать компактную, легкую и вместе с тем более надежную аппаратуру. И начальные шаги в этом направлении уже сделаны. Первым об этом заявил наш спутник, когда 4 октября 1957 года его веселое «бип-бип» услышал весь мир.
Возьмем простейший пример. На ладони — приемник. Он чуть больше спичечной коробки, но звучит ясно. А ведь несколькими годами раньше это показалось бы вам фантастическим. Сейчас, если вы увидите приемник величиной с пуговицу, то совсем не удивитесь, а примете это как должное.
Поэтому мы и считаем вполне естественным, что в контейнере весом в одну тонну размещен огромный, сложный комплекс приборов — целый автоматический «научно-исследовательский институт», посылающий на Землю массу сведений о космическом пространстве. Пожалуй, именно в этой области наиболее рельефно видно рождение нового направления радиоэлектронной техники — «миниатюризации» и «микроминиатюризации».
Эти термины обозначают изготовление небольших по размеру схем. Схемы собираются из микроэлементов: тех же ламп, сопротивлений, конденсаторов, которые знакомы нам по радиоприемникам, но уменьшенных в десятки и сотни раз. Иногда, чтобы разглядеть некоторые из них, нужно вооружиться лупой. Такие детали располагают на маленьких платах, соединяют проводниками и получают микромодули, похожие на кубики. Из них и собираются различные радиоэлектронные устройства. Естественно, что эти устройства не похожи на громоздкие ламповые схемы, требующие большого количества энергии на разогрев катодов.
Но в последние годы появились новые, еще более прогрессивные методы изготовления радиоэлектронных устройств. Одним из перспективных является производство пленочных схем. На изоляционный материал наносятся тончайшие пленки различных веществ. Получаются плоские схемы, размеры которых много меньше микромодулей.
Но и у пленок с недавнего времени появился грозный конкурент — так называемые «твердые схемы». Это кристаллы полупроводников, внутрь которых вносятся различные примеси. Эти примеси образуют области различного характера и степени сопротивления электрическому току, и они начинают работать, как триоды, сопротивления, конденсаторы и т. д. Иначе говоря, сам кристалл становится радиосхемой!
Одно из главных достоинств микросхем — широкая автоматизация их изготовления. Если сейчас радиоэлектронные устройства собираются в основном человеческими руками, то микросхемы могут изготавливать и собирать машины — промышленные автоматические линии.
И еще: новая аппаратура легка и экономична, а главное, надежна. Ведь одним из больных мест была ненадежность старой аппаратуры. Представьте себе современную электронно-счетную машину, в которой тысячи ламп, сопротивлений, конденсаторов и других деталей. Как найти малейшее повреждение в таком колоссальном и тончайшем устройстве? Микроэлементы не только миниатюрны, они долговечны, более постоянны по своим характеристикам.
Сегодня от миниатюризации и микроминиатюризации зависит дальнейшее развитие и совершенствование самых различных приборов, которые применяются во всех отраслях хозяйства: промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, в науке, медицине и даже в искусстве.
Миниатюрные приборы находят самое неожиданное применение. В 1959 году в Антарктиде американские ученые сделали оригинальный опыт. В гнезда к пингвинам были положены яйца, внутрь которых предварительно заложили комплекс приборов с радиопередатчиком. Так было установлено, например, что средняя температура яйца была на 5—6 градусов ниже температуры тела пингвина. А вот в медицине врачи больным желудочно-кишечными заболеваниями дают проглотить таблетку, в которую вмонтированы миниатюрные приборы. С помощью такого радиозонда врач получает точные сведения о состоянии внутренних органов человека. Таких примеров можно приводить десятки.
Будущее электроники ярко выражено в Программе КПСС: «В течение двадцатилетия осуществится в массовом масштабе комплексная автоматизация производства со все большим переходом к цехам и предприятиям - автоматам, обеспечивающим высокую технико-экономическую эффективность. Ускорится внедрение высокосовершенных систем автоматического управления. Получат широкое применение кибернетика, электронные счетно-решающие и управляющие устройства в производственных процессах промышленности, строительной Индустрии и транспорта, в научных исследованиях, в плановых и проектно-конструкторских расчетах, в сфере учета и управления». В этих до предела сжатых строчках выражены те революционные преобразования, которые должна вызвать электронная техника, и в первую очередь миниатюрные и микроминиатюрные радиоэлектронные приборы, в экономике и других областях жизни нашего общества.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.