В бугра, господствующего над полями и перелесками, дорогами и тропинками, видна вся арена борьбы. Совсем близко речушка, весело поблескивающая под лучами солнца, и у ее излучины скопление зрителей. Изредка, когда всадника скрывают густо растущие кусты, оттуда доносится дружный смех (значит, спортсмена постигла неудача – искупал лошадь, да и сам вдоволь хлебнул воды). Когда он все же управляется с этой немудреной преградой и появляется в поле зрения, даже издалека видно, какой он мокрый, а из сапог льется вода ручьями. Но всадник не в обиде на зрителей: пусть смеются! Искупался! То ли еще бывает на конном кроссе...
Кросс Не ищите в программе конных соревнований такого номера. Его нет. Вы найдете троеборье, а в нем раздел под сухим и лаконичным названием: полевые испытания. Но в комплексе этих трехдневных состязаний кросс – центр, средоточие главных усилий спортсмена, вершина для конника-троеборца.
Прежде чем всадник выйдет на старт кросса, он должен благополучно миновать первую ступень состязаний по троеборью – манежную езду. Сиена аллюров, повороты, остановки – все это азбука выездки. Ведь если лошадь не понимает всадника, не слушает его здесь, разве можно допустить ее к другим, более трудным и опасным экзаменам!
После первого дня строчки цифр в судейских протоколах покажут, как было оценено мастерство спортсменов и каковы их «взаимные расчеты» с соперниками. Но главные схватки впереди. И с уст не сходит тривиальная фраза: «Кросс решит». И тогда каждый постарается вспомнить хотя бы один из многочисленных случаев, когда кросс спутал все карты, опроверг все прогнозы. Ну и пример с австралийцами, которых кросс сделал чемпионами по троеборью на Олимпиаде в Риме, будет приведен обязательно»
Всех, конечно, волнует вопрос: какова трасса? Сейчас она закрыта, и до сигнала стартера ни один спортсмен не имеет права с нею познакомиться. Но вот судьи приглашают участников познакомиться с трассой, с характером и расположением препятствий. И они пойдут в непривычном для конников пешем строю. Свыше семи километров. Будут останавливаться у каждого из препятствий, прикидывать возможные подходы к ним.
Кросс – это 28 препятствий, скрытых и открытых. На подъемах и спусках. Перед бродом и после брода. Над канавой, в канаве и на выходе из канавы. Широких, высоких, широтно-высотных. Расставлены они то близко, то далеко друг от друга. Всадник должен проехать 7,2 километра и затратить на это... Вы скажете, что чем меньше времени, тем лучше! Это правильно только отчасти. Да, кросс – это не только препятствия. Это скорость. Скорость и еще раз скорость. Каждая сэкономленная секунда оборачивается на финише заманчивым поощрительным баллом. Но до определенного предела. Этот предел установлен судьями ради сохранения здоровья лошади.
…С высокого бугра видна большая часть трассы. Видны препятствия. Они массивны и добротны. Не собьет лошадь жердь, не разрушит сделанную человеком преграду.
Трудным был кросс, предложенный участникам недавнего чемпионата страны. Конечно, не все преграды одинаково сложны. Но некоторые!.. Вот забор из жердей над канавой. Сколько всадников потерпело здесь неудачу! То лошадь не идет на препятствие, закидывается, как говорят конники. И если она трижды не послушает всадника, не пытай снова счастья, – ты снят с соревнований.
Не вините во всем коня. У иного спортсмена перед трудным препятствием замрет сердце, дрогнут руки. Не рассчитывай тогда на успех. Кросс – удел смелых!..
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.