В Кельне я был свидетелем одной уличной сценки. По проезжей части мостовой под грохот барабанов печатала шаг колонна школьников, Ребята шагали с длинными палками, которые лежали у них на плечах, как винтовки. По обочине топал верзила с военной выправкой и покрикивал:
– Линкс, цвай, драй! Лимкс1 Линкс! Линкс! Колонна маршировала, прохожие глядели.
Одни безучастно, другие с улыбкой одобрения. Некоторые отворачивались. Кто-то рядом вздохнул:
– Опять маршируют...
– Да-а, – протянул другой. – Забылось, видно, как сидели мы у разбитого корыта и друг другу в глаза глядеть стыдились. А теперь как ни в чем не бывало. Опять вот мальчишек муштруют. – И, помолчав, добавил: – Уроки бы им учить...
– Неизвестно, что хуже, – отозвался прохожий в очках, с сухими, впалыми щеками.
Ведь у нас в школах не меньше трети учителей – бывшие наци.
Вмешался господин с элегантной тростью-зонтом.
– У вас есть дети? – строго спросил он человека в очках.
– Двое.
– Я думаю, вы неважный отец и плохой немец.
– Почему же?
Господин назидательно поднял палец.
– Арифметика остается арифметикой, география – географией, что бы там ни говорили. Педагог должен любить свой предмет и детей. Его взгляды никого не касаются. Мы, слава богу, живем в демократической республике!
– Неужели?
Господин поперхнулся и возмущенно завертел головой, очевидно, отыскивая полицейского. Колонна тем временем прошла, прохожие разошлись.
Каждый был поглощен заботами сегодняшнего: прошлое вроде умерло, будущее туманно.
Но прошлое не умерло. Оно властно протягивает свою костлявую руку к будущему. Прошлое получило власть над умами молодых западногерманских граждан. Взять хотя бы учебник истории, по которому в ФРГ преподают в 5 – 6-х классах. Периоду двух мировых войн отведена 71 страница. Из них 41 фактически посвящена рекламе гитлеровского режима, причем описание «жизнедеятельности» самого фюрера занимает 13 страниц. К тому же эти 13 страниц появились в последнем издании учебника на том самом месте, где прежде рассказывалось о борьбе народов Европы против фашистских захватчиков.
Да что учебники! В некоторых западногерманских городах школьник, опустив в автомат монету, может снять трубку и прослушать одну из варварских речей Гитлера. Мне пытались объяснять, что эти автоматы предназначаются якобы для того, чтобы воспитать у подростков чувство неприязни к бывшему «фюреру». Верится с трудом.
А книжные прилавки? Они завалены самой настоящей отравой, которая вдобавок продается по умышленно заниженным ценам. В ФРГ годовой тираж милитаристской литературы достигает 20 миллионов экземпляров! (Выпуском ее занято около 100 издательских фирм.) Чего там только не накручено! Военные «подвиги» фашистских головорезов, ненависть и злоба ко всему прогрессивному, откровенная агитация вновь приняться за военный разбой. Вот что написано, например, в популярной книжке «Малая германская география», входящей в список рекомендуемой школьникам литературы: «По ту сторону Одера и Нейсе лежат немецкие земли. После того, как с них согнали немцев, там разместилось несколько тысяч поляков. Огромные пространства некогда плодородной территории с их приходом стали превращаться в пустынные степи. Германия не может отказаться от 114000 кв. км своих земель...» На издаваемых в ФРГ географических картах эти области обозначаются как германские.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.