Отрывки из дневника
Читатели нашего журнала, очевидно, помнят рассказ писателя Александра Казанцева «Пришельцы из космоса?», опубликованный в «Смене» (№№ 8, 9, 10 за прошлый год). В нем приводились некоторые данные об исследованиях советских ученых в районе падения Тунгусского метеорита, который ряд специалистов склонны рассматривать не как метеорит или комету, вторгшуюся в земную атмосферу, а как результат ядерного взрыва неведомого космического тела.
Во многих письмах в редакцию читатели просили подробнее рассказать об этих исследованиях. Сегодня мы начинаем печатать отрывки из дневника доцента А. Золотова, который за последнее время трижды побывал в районе Тунгусской катастрофы и вместе со своими товарищами сделал там любопытные наблюдения и открытия.
До сих пор я думал, что вопрос о Тунгусском метеорите каким-то образом решен. А сегодня ночью прочитал рассказ А. Казанцева «Пришельцы из космоса?», где он пишет, что Тунгусский взрыв остается загадкой. Страшно захотелось поехать туда, в Тунгусскую тайгу, на место катастрофы, и посмотреть все своими глазами.
За последние три месяца собрал и изучил почти всю литературу по Тунгусскому метеориту. Вот что я теперь знаю.
30 июня 1908 года ранним утром в атмосферу Земли влетело космическое тело и взорвалось над Тунгусской тайгой в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, в 65 километрах от фактории Ванавара. Взрыв космического тела произвел огромные разрушения в тайге. Миллионы вековых деревьев сибирской тайги на расстоянии 20–22 километров от эпицентра взрыва были повалены, словно спички. Звук чудовищного взрыва был слышен на расстоянии до тысячи километров. На сотни километров содрсгалась земля. Падали с ног люди и животные. Из окон домов вылетали стекла. Взрывная волна дважды обошла вокруг Земли и была зарегистрирована во многих обсерваториях мира.
Девятнадцать лет спустя, в 1927 году, в район взрыва первым проник советский ученый Л. А. Кулик. Он обнаружил радиальный вывал леса. Однако в центральной части вывала Кулик нашел район стоячего леса с обожженными сучьями и оборванными вершинами – он назвал его «телеграфным» лесом. Кулик отмечал также, что мох, кустарник и деревья получили ожог мгновенно и что область ожога почти совпадает с областью вывала леса. Кулик представлял, что Тунгусское космическое тело является железным метеоритом. Четыре года он искал осколки метеорита, но поиски не увенчались успехом: метеоритного вещества обнаружено не было. Гибель Л. А. Кулика во время Великой Отечественной войны прервала исследование «Тунгусской тайны».
В 1947 году К. П. Станюкович и В. В. Федынский разработали теорию кратерообразующих метеоритов. С точки зрения этой теории тело, движущееся со скоростью более 5 километров в секунду, при ударе о землю взрывается. При ударе о земную поверхность движущегося с большой скоростью космического тела вся кинетическая энергия этого тела переходит в тепловую – создается «тепловой» взрыв. При взрыве метеорита в земной поверхности образуется кратер. Поэтому такие метеориты называют кратерообразующими. Тунгусский метеорит должен был образовать кратер более километра диаметром и несколько сот метров глубиной. Авторы этой гипотезы считают, что кратер затянуло на месте предполагаемого падения метеорита в Южном болоте.
В 1958 году, 19 лет спустя после последних работ Л. А. Кулика, Комитет по метеоритам АН СССР организовал новую экспедицию в район катастрофы под руководством К. П. Флоренского. Экспедиция провела большую работу по изучению района вывала леса и поискам метеоритного вещества. Однако такого вещества не нашли. Не нашла экспедиция и никаких следов метеоритного кратера в районе Южного болота. Эти результаты поколебали представления о Тунгусском космическом теле как о кратерообразующем метеорите. У членов экспедиции появилось предположение о возможности взрыва космического тела в воздухе, но окончательных выводов по этому очень важному вопросу не было сделано.
Я не понимал, почему все исследования района Тунгусской катастрофы проводились лишь с «метеоритной» точки зрения. Почему исключалась возможность взрыва иного характера, например, в результате термоядерной реакции?
Хорошо известно, что наиболее характерными последствиями атомного взрыва являются световой ожог и радиоактивность. К тому же при атомном взрыве радиус области ожога должен быть близок к радиусу заметных механических повреждений. По описаниям, в районе Тунгусской катастрофы радиус области ожога деревьев равнялся 15– 18 километрам, а радиус области вывала леса был, 20-–22 километра. Значит... Значит, предположения требовали проверки на месте.
Наконец-то мечта начинает претворяться в жизнь! У меня на квартире лежит полностью приготовленное походное снаряжение для двух человек. Второй участник похода – мой сослуживец, научный сотрудник Иосиф Гецелёвич Дядькин. На работе у нас отпуск. Мы отправляемся на восток, в далекую и загадочную для нас Ванавару – ближайший населенный пункт от места Тунгусской катастрофы.
В общем виде задачу экспедиции мы сформулировали следующим образом: каков характер взрыва Тунгусского космического тела – ядерный или :не ядерный?
У нас сложилось мнение, что этот вопрос является в настоящее время узловым, без решения которого не может быть решена и вся проблема Тунгусского метеорита. fAu задались целью изучить наиболее характерные признаки взрыва, которые отвечали бы на вопрос «да – нет» (ядерный – не ядерный), признаки, по которым можно было бы определить скорость и размеры космического тела, энергию и температуру взрыва и т. д. К таким характерным признакам мы отнесли явление лучистого ожога деревьев и радиоактивность почвы и растительности в районе взрыва.
Исследование всей проблемы мы разделили на два основных этапа. Сначала нам надо было заняться изучением характера и силы взрыва, а уж потом выяснить природу космического тела – естественное оно или искусственное.
В первую очередь следовало собрать фактический материал и образцы для исследования лучистого ожога деревьев и радиоактивности почвы и растительности в районе катастрофы. Такой материал нам был необходим для организации в будущем экспедиции, где вместе с нами должны работать и специалисты по ядерной физике.
Сейчас уже не то, что во времена Кулика: тогда до места катастрофы надо было два месяца добираться по таежным тропам. Мы потратили лишь несколько дней, и вот – Ванавара. По дороге сюда мы повстречали томскую экспедицию под руководством Геннадия Плеханова, которая изучала металлометрию и радиометрию местности, проверяя гипотезу о ядерном взрыве Тунгусского метеорита.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
История, рассказанная офицером пограничных войск