Когда заходит разговор о футболе, мысли невольно возвращаются к прошедшему чемпионату мира. Чилийские баталии дали обильную пищу для размышлений, ибо для нашего футбола это был экзамен на высшем уровне. Подобный экзамен имел место в истории советского футбола лишь однажды – четыре года назад, в Швеции. Но тогда мы выступали в роли новичков, и промахи, допущенные в подготовке к чемпионату и в ходе игр, казались объяснимыми и вполне извинимыми. Теперь же наша сборная встречала турнир закаленной и умудренной опытом. Требования к ней предъявлялись совсем иные – как к коллективу, способному бороться за одно из призовых мест в чемпионате мира.
Итоги чилийских сражений общеизвестны. Они не принесли советскому футболу ни славы, ни удовлетворения. И дело не в том, что нашу сборную подвел случай – неудачная игра вратаря. Нет, причины неудачи надо искать глубже: в подготовке команды, ее комплектовании и явно неправильном распределении сил во время самой борьбы, которая складывалась на этот раз гораздо легче и перспективнее, чем во время шведского дебюта...
Итак, начнем с того, что предшествовало чилийским событиям.
Наша сборная начала подготовку к турниру в Чили сразу после окончания шведских битв. Весь цикл подготовки был разделен на несколько этапов. Первый включал в себя состязания за Кубок Европы. Уже сам факт успеха в этих соревнованиях свидетельствовал о том, что сборная выполнила стоящие перед ней задачи. Следующий этап – участие в отборочных матчах седьмого чемпионата мира – объединялся с целым рядом международных товарищеских встреч, цель которых состояла в том, чтобы помочь команде обрести наилучшую спортивную форму и определить наиболее боеспособный состав, который мог бы с успехом представить советский спорт на мировом форуме футболистов. Скажем прямо: и тут работа была проделана немалая. Во-первых, выиграны все отборочные матчи и завоевана путевка в Чили. Во-вторых, испробовано около пятидесяти кандидатов в сборную. Правда, несколько товарищеских поединков окончились неприятными поражениями. Руководители сборной искали, и поиск не мог пройти безболезненно. Лучшим ответом на вопрос: «На что способна сборная?» – явилась ее поездка по Южной Америке.
Однако тут уже начались серьезные «но».
Да, три победы в Южной Америке были безусловным достижением. Но вряд ли стоило ими так обольщаться. Ведь это были всего-навсего тренировочные игры. Удачная тренировка – не больше! Нашлись, однако, болельщики (такие, к сожалению, есть) и даже некоторые из журналистов (а им-то уж совсем не к лицу болельщицкий жар!), которые превознесли футболистов буквально до небес. «Триумф!.. Покорение Южной Америки!.. Небывалый успех!..» Сразу же были преданы забвению все неудачи и одновременно все недостатки сборной. Их сменили сплошные восторги и дифирамбы.
Именно к этому периоду относится выступление еженедельника «Футбол» с «критикой» журнала «Смена». Напомним, как обстояло дело. В статье «Судьбы золотой богини» (№ 23 за 1961 год) «Смена», рассказывая о мировых футбольных чемпионатах, обратила внимание читателей и на ряд недостатков, имевшихся в игре нашей сборной. Заметим, что этот номер журнала вышел в свет в тот момент, когда наши футболисты выступали в Южной Америке. Статья основывалась на предыдущих неудачах со сборными Польши и Австрии, с английским клубом «Астон Вилла». В статье, в частности, говорилось о неполном решении проблемы обороны, о недостатках в игре отдельных футболистов (Месхи, Понедельника). И эти вполне деловые замечания вызвали резкий отклик со стороны еженедельника «Футбол» (№ 6 от 1 февраля 1962 года). Ответ был озаглавлен броско и недвусмысленно: «В защиту нашей сборной».
Ссылаясь на мнение любителей спорта из Ленинграда и Тюмени, редакция «Футбола» постаралась придать своему выступлению особое звучание: «Мы, любители футбола, любим свою сборную. Мы радуемся каждому ее успеху. Мы тяжело переживаем все ее неудачи. Но мы решительно против критики, которая чернит наш футбол!»
А ведь никто не чернил наш футбол! Никто не собирался нападать на сборную! Никто не ставил под сомнение необходимость участия советской команды в чилийских баталиях!.. Это все шло от одного желания редакции «Футбола» пропеть лишний раз хвалебную оду футболистам. Жизнь подтвердила справедливость замечаний, сделанных «Сменой» в прошлом году.
Жаль, что только теперь – уже после чилийской неудачи – обратила внимание на чрезмерное захваливание сборной Федерация футбола СССР. Видимо, хвалебные гимны в адрес спортсменов ласкали слух и футбольных руководителей. Как бы то ни было, а федерация молча прислушивалась к несущемуся со всех сторон бурному потоку восторгов.
Однако продолжим наш разговор.
Поездка сборной по Южной Америке позволила ей ближе познакомиться с будущими соперниками. Но одновременно она явилась для наших противников серьезным предупреждением. Нашу команду тоже узнали гораздо ближе. Ее оценили как опасного конкурента. К борьбе с ней стали специально готовиться!
Чемпионат мира неумолимо приближался. Сборная приступила к последнему, решающему этапу подготовки. И думается, что здесь были допущены серьезные просчеты, повлиявшие затем на итоги выступлений советской команды. Что это за просчеты? Их, пожалуй, очень верно подметил член президиума Федерации футбола СССР А. Перель в своем выступлении на совещании начальников и тренеров команд мастеров, на котором проводился разбор выступления нашей команды в Чили.
Ошибка № 1 – возвращение к явно сомнительному плану подготовки, осужденному еще в 1958 году. Да, да, после выступлений в Швеции Федерация футбола открыто осудила практику длительного отрыва игроков от их коллективов и семей, ибо такой отрыв сильно отражается на психологическом состоянии спортсменов. И что же? Перед новым чемпионатом тренеры пошли по старому, не оправдавшему себя пути. Футболисты сборной были вновь – и на очень длительный срок – оторваны от привычной для себя обстановки. Достаточно сказать, что за пять месяцев немосковские спортсмены находились вне дома 124 дня! Думается, что решающую роль тут сыграло желание тренеров оградить игроков от всякого постороннего влияния, а это не что иное, нак простое недоверие футболистам. Добавим, что команды Бразилии и Чехословакии не допустили подобной ошибки. И это, как видите, не помешало им хорошо подготовиться к труднейшим соревнованиям!
Ошибка № 2 – неправильный подбор противников для тренировочных матчей. Большинство наших спаринг-партнеров было откровенно слабым. Кстати, и такая практика тоже была осуждена в 1958 году. Ныне же все повторилось сначала. Только три команды, встретившиеся с нашей сборной на последнем этапе ее подготовки, можно считать достойными соперниками (сборные Швеции, Уругвая и Берлина), да и они оказались не в лучшей своей форме, исключая футболистов Берлина. Ну, а что могли дать, например, встречи с рядовыми, далеко не лучшими клубными командами Венгрии? Немного. Как бы то ни было, а наша сборная отправилась на мировой чемпионат без настоящей проверки своей боевой готовности. Шведская команда оказалась далеко не тем грозным конкурентом, каким была в 1958 году, ибо в ней отсутствовали сильнейшие футболисты, выступающие в итальянских клубах. Крупный выигрыш у Уругвая (5 : 0) мог внести в команду лишь благодушие и самоуспокоенность. Наконец, матч с берлинскими футболистами откровенно настораживал. Второй тайм этого поединка был проигран вчистую. А ведь команду Берлина нельзя было сравнить с соперниками, которые ждали сборную в Чили!.. Давайте же перенесемся теперь на чилийскую землю – в Арику. Вспомним, что произошло с нашей командой во время ее выступлений на чемпионате мира.
Первый матч – с командой Югославии. В нем наша сборная, по единодушному мнению специалистов, показала свою лучшую игру на чемпионате мира. Матч был боевым, острым, ударным. Противник боролся до конца, но оказался битым. «Два гола надежды» – так охарактеризовали поединок журналисты. И он действительно вселял большие надежды, так как показал умение наших футболистов «выдать на-гора» все, на что они способны.
Команда Колумбии – гораздо более легкий соперник, чем Югославия. Вряд ли кто из специалистов сомневался перед матчем, что сборная СССР победит Колумбию. Не сомневались в этом и наши тренеры и сами футболисты. Тренеры сделали ставку на выигрыш с крупным счетом. И это была ошибка. Хотя бы потому, что задача, поставленная перед футболистами, оказалась невыполненной, и команда получила серьезный моральный Удар.
Напомним, в каком положении находилась наша сборная. В Южную Америку выехали, как и положено, двадцать два футболиста: три вратаря, пять защитников (из них три крайних), четыре полузащитника, десять нападающих. Уже тут было не все продумано. В команде всего три крайних защитника! Травма Дубинского сразу же поставила перед сборной сложные проблемы. Остались два крайних защитника – Островский и Чохели. Оба они привыкли играть на месте левого защитника и почти не готовились для выступления на правом фланге. Если бы тренеры серьезнее отнеслись и комплектованию команды, ничего подобного не случилось бы. Действительно, зачем, например, сборной нужны были десять нападающих? Трое (Понедельник, Гусаров, Каневский) способны были играть на месте центра нападения. Гусаров, Каневский, а также Иванов, Мамыкин, Хусаинов, Серебряников и Численно могли выполнять функции полусредних. Зачем так много? Одного из них, безусловно, можно было заменить защитником. Ох, как пригодился бы этот защитник в Арике!
Нет, не все предусмотрели руководители сборной! Несомненно, можно было бы найти лучшую, нежели Хусаинов, кандидатуру на роль левого крайнего. Можно было бы тщательнее обыграть вратаря Котрикадзе (который был возвращен в сборную буквально перед отъездом в Чили) и затем, не боясь риска, использовать его в одном-двух поединках. Сейчас мы констатируем свершившийся факт: оборона команды оказалась в Чили ослабленной, и это результат просчетов, допущенных при комплектовании сборной. Видимо, руководителей сборной успокоило то обстоятельство, что защитники у нас выступали в последнее время сильнее нападающих. Заботясь о боеспособности форвардов, тренеры ослабили внимание к обороне и были наказаны. В пяти шведских поединках сборной общий счет был 5:6, а в четырех чилийских матчах – 9:7. Что же, налицо несомненный прогресс форвардов и явный спад в игре оборонительных линий...
Итак, руководители сборной сделали ставку на крупную победу над колумбийцами. А так ли был необходим большой счет? Любой выигрыш у Колумбии давал нам огромный моральный перевес перед уругвайцами (нас устроили бы тогда не только ничья, но и проигрыш в один, а может быть, и два мяча). Чего же так опасались руководители сборной? Неужели крупного поражения от уругвайцев? Видимо, да. Во всяком случае, пристальный разбор положения нашей команды перед матчем с Колумбией (положения отличного!) приводит только к такому выводу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отрывки из дневника
История, рассказанная офицером пограничных войск