Близилась полночь. Такси мчалось мимо пожелтевших кущ Ботанического сада, осталась позади Тимирязевская академия. Круто повернув, машина запетляла среди узких темноватых академических улиц. То и дело водитель, не снижая скорости, выключал дальний свет, пропуская встречные автомашины. Когда выскочили на ярко освещенное Ленинградское шоссе, он облегченно вздохнул и поглядел на нас в зеркальце:
— Неужели нельзя и там лампы повесить?..
...В ряде стран исследовали влияние освещенности автомагистралей на количество несчастных случаев. Оказалось, что при достаточном освещении число ночных трагедий снижается почти на треть...
О коротком монологе шофера и об этой статистике мы вспомнили в лаборатории наружного освещения Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института. Начальник лаборатории Михаил Алексеевич Островский показывает нам стенды постоянной выставки новых светильников, разработанных в институте. Когда под потолком вспыхивают десятки «солнц», Михаил Алексеевич улыбается:
— Вероятно, коридоры нашего института — самые светлые «улицы» столицы. — И добавляет: — Экономить электроэнергию — это не значит оставлять улицы без света. Когда говорят об экономии, подразумевают разработку новых экономичных источников света.
Михаил Алексеевич показывает новый светильник. В нем две лампы: ртутная и натриевая. Во время интенсивного пешеходного движения горит ртутная лампа: ее свет приятен для глаза, а ночью, когда «хозяином» улиц становится автомобиль, в светильнике желтым маяком вспыхивает более экономичная и лучше освещающая дорогу натриевая лампа.
Десятки проблем ставит жизнь перед сотрудниками светотехнического института, и они решают все новые и новые задачи. Ведь свет помогает людям не только освещать и украшать города, но и определять сортность муки, проникать в тайны космоса, уничтожать сельскохозяйственных вредителей.»
Над Кремлем горят в ночи рубиновые звезды. Их светооптические устройства тоже разработаны в светотехническом институте, в лаборатории архитектурного освещения. После Великой Отечественной войны, когда с кремлевских звезд были сняты маскировочные чехлы, ученые установили трехслойные рубиновые стекла и поставили в звезды новые оптические системы.
Николай Васильевич Горбачев, начальник лаборатории, участвовал в создании нового саркофага для В. И. Ленина, разрабатывал схему освещения Мавзолея, Красной площади, Дворца съездов...
Рядом с кабинетом Горбачева отделение светящихся красок. Марианна Ивановна Агранян — хозяйка этого волшебного царства красок. Фарфоровые колбы и тонкогорлые ступки с порошками, диаграммы и ткани светятся, сияют под ультрафиолетовыми лампами. Здесь разрабатываются новые яркие, дешевые светящиеся краски. Обязательно дешевые, так как цена — почти единственное, что до недавнего времени стояло на пути люминофоров в жизнь.
— Сейчас килограмм наших красок стоит уже очень дешево, не дороже обычных, — говорит Марианна Ивановна, показывая колбочки со спектрально чистыми светящимися красками.
Этих красок ждут архитекторы и декораторы, художники мультфильмов и», работники сельского хозяйства. Дело в том, что лаборатория вместе с Всесоюзным институтом защиты растений будет разрабатывать физические методы уничтожения вредителей. Известно, что у некоторых насекомых наблюдается повышенный «интерес» к определенному цвету. Нащупав слабое место «противника», ученые решили завлечь врага в светоловушки.
Мы идем из лаборатории а лабораторию. Тысячами огней сверкает зал контроля источников света. Здесь осуществляется проверка ламп накаливания и люминесцентных ламп, выпускаемых отечественной промышленностью.
А вот лаборатория стробоскопии. Стробоскоп — прибор, который позволяет остановить мгновение: увидеть пулю в полете или в деталях рассмотреть «остановившийся» ротор бешено вращающейся турбины, диагностировать болезнь голосовых связок.
А громадная полутораметровая лампа в лаборатории газоразрядных источников света, оказывается, будет применена для получения капролактама — исходного продукта для производства капрона. Спрятанная вместе с десятками своих сестер в фотореактор, она ускорит процесс получения искусственных волокон.
Люди в белых халатах приручают свет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.