Недавно мир был снова восхищен известием из Москвы: на космической орбите вместе с Космонавтом-5 Валерием Быковским — первая женщина-космонавт — Валя Терешкова.
Как готовился этот легендарный полет, чем жили, о чем думали жители Звездного городка? Обо всем этом рассказывает в своем дневнике летчик-космонавт К.
Отрывки из дневника летчика-космонавта К. мы публиковали в № 7 «Смены». По просьбе наших читателей мы продолжаем с некоторыми сокращениями публикацию дневника, предоставленного «Смене» редакцией журнала «Авиация и космонавтика».
Не каждый день выберешь время, чтобы написать страничку-другую. Дел по горло, и все надо успеть.
Недавно мы отмечали событие в семье Андрюшиного дублера. Шутка ли, его маленькая Валюта подарила «Дублеру» первенца. Сбылась мечта наших молодоженов — у них родился сын.
Весь день сияющие мать и отец принимали бесчисленные поздравления и подарки. Счастливый отец был на седьмом небе (ведь он космонавт!) и весело подтрунивал над своими женатыми друзьями.
Получилось у него очень здорово: у Юрия — две дочери, у Паши — тоже дочка, даже некоторые наши преподаватели растят только дочек.
Задор «Дублера» объяснялся очень просто. Еще задолго до отъезда Вали в родильный дом ребята говорили:
— Жди дочку. Статистика работает не на тебя. Даже газеты пишут, что в Союзе рождается больше девочек.
Будущий папа отшучивался. Он очень хотел сына. Об этом потом нам рассказала по секрету его жена.
А сколько шуму было, когда решали, какое имя дать будущему космонавту. Предлагали: Константин — в честь Циолковского, и имена нашей звездной четверки, и множество других. Но Валя настояла на своем — сын будет носить имя отца.
Один из товарищей рассказал любопытные вещи. Летом во время отпуска друзья затащили его на Арагац.
Арагац — станция космических лучей. Это высоко в горах, отметка — 3 250. Люди поднимаются сюда, на Арагац, дабы посмотреть, как незримое и неслышное становится ясным. Здесь физическая лаборатория. Раздумывая над всем, что нам рассказал летчик-космонавт С, я попытался представить себе, что я знаю о космических лучах. Они прибывают на Землю после долгого и однообразного путешествия через пустынное безмолвие мирового пространства. Очевидно, Земля не цель их странствий. Земля, пожалуй,— только одно из небесных тел, лежащих на их пути. Они бороздят Вселенную во всех направлениях, и нелепо было бы думать, что где-то существует единственный источник их происхождения.
Более того. Мне кажется, «лучи» — даже не очень точное название. Обычно с этим словом связывают представление о чем-то направленном, а мы знаем, что космические лучи — это потоки частиц материи, пронизывающих земную атмосферу со всех сторон. От солнечного света можно укрыться в тени. Такая тень—ночь, всегда охватывающая половину земного шара. В этом смысле от космических лучей спрятаться негде, как в океане не уйти от воды. Лучи — тот космический мировой океан разреженного вещества, сквозь бури и метели которого плывет наша планета Земля.
Отпраздновали День космонавтики—славный день нашего советского календаря. Подумать только — это вторая годовщина полета Юрия! И снова началась будничная работа. Сейчас тренировки стали еще сложнее. Усовершенствованная техника предъявляет повышенные требования. И это естественно. Каждый новый полет — новое достижение. Мы знаем, да и весь ритм нашей стремительной жизни, ее, так сказать, спидометр, подтверждает, что придет время, когда наши звездные корабли вырвутся за пределы ближнего космоса. Они полетят на Луну, может быть, на Марс или Венеру.
Мечта? Пусть будет мечта. Ведь именно она открывает нам путь в будущее. Когда задумаешься над этим будущим, часто приходит мысль, что в дальних полетах будет участвовать не один человек. Выражаясь нашим, авиационным, языком, в космос отправится целый экипаж: космонавт-пилот, космонавт-штурман, космонавт-бортинженер и т. д.
Но дело не только в специалистах. Они могут быть и не совсем такими. Важно другое. Подобрать настоящий экипаж — задача очень сложная. В самом деле, такой подбор не может не учитывать не только физические, но и психологические особенности каждого члена космического экипажа, но и, как у нас говорят, «совместимость» людей. Ведь им, отрезанным от Земли, от всего мира, придется провести вместе долгие и очень напряженные дни. А главное — выполнить сложное задание такого полета можно только усилиями всех, кто будет находиться на борту корабля, когда без лишних слов, порой по одному взгляду чувствуешь и угадываешь намерения товарища, понимаешь, чего он ждет от тебя в данный момент.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Научно — фантастический роман. Продолжение. Начало см. в №№ 11—13. 7