...Наши восходители добрались уже до горных лугов. Приближаются к пастуху, пасущему овец. Улька выжидательно, чуть иронически смотрит на Ильича.
Но и пастух знаком Ильичу, и по-приятельски приветствует его, и подходит к нему, чтобы перекинуться парой слов.
То же происходит с женщиной, стирающей белье возле одинокой горной хижины, и с группой дровосеков, спускающихся с пилами и топорами вниз, и даже с девчонкой лет десяти, идущей с вязанкой хвороста.
После девчонки Улька, окончательно сраженная, смотрит на Ильича так, словно видит чудо.
ЛЕНИН. Мне казалось, что этот спор я выиграю легко. Ведь Ульке было невдомек, что я множество раз исходил эти места, бывал в каждом доме, на каждой стоянке пастухов, лесорубов... В те дни я писал об аграрном вопросе в Галиции, и мне драгоценны были экономические и бытовые данные, собранные вот так, прямо с земли, из первых рук, из первых уст, не замутненные никакими экономистами и социологами. Я дружил с крестьянами, ночевал у них, помогал чем мог, приносил газеты, лекарства, составлял жалобы на начальство... Однако в конце концов спор я неожиданно проиграл: Улька завела меня к человеку, с которым я еще не встречался...
...Вместе с Лениным и Улькой поднимаемся по тропке к плохонькой горной пастушьей хижине.
Она открывается нашему взору в тот самый момент, когда возле нее разыгрывается довольно бурная сцена. Человек в одежде пастуха яростно переругивается с другим человеком, костлявым и высоким. Мы не слышим слов, но видим, что страсти накалены.
Вдруг костлявый бросается с палкой на пастуха, тот отвечает ударом, и вот они уже катаются по земле, стараясь угодить друг другу в глаза или нос.
Пастушьи собаки бешено рвутся на привязи.
Не успевает Владимир Ильич понять, в чем дело, как Улька стремглав кидается к дерущимся и, крича и плача, старается разъединить их...
Подбегает Ильич и с силой расталкивает дерущихся в разные стороны: он очень крепок физически.
Утирая кровь рукавом, ругаясь, костлявый идет по тропке вниз. На краю обрыва кричит что-то пастуху, грозя кулаком и суковатой палкой.
И тут-то и происходит именно та сцена, которую мы видели в воспоминаниях Ильича в камере: вне себя пастух кидается к собакам, мгновенно отвязывает их, те бросаются вслед, и костлявый человек едва спасается, спрыгнув с обрыва.
...Лицо пастуха, озаренное костром. Да, это как раз тот парень, с которым Владимир Ильич внезапно встретился в коридоре Новотаргской тюрьмы.
Тут же у костра сидят Владимир Ильич, и Улька. Пастух что-то горячо, взволнованно и сердито рассказывает...
ЛЕНИН. От «А» до «Зет» это была простая история. Пастух пас в горах овец, то есть был тем, кого называют «юхас». Он варил овечий сыр и продавал его разбогатевшему корчмарю. Сперва корчмарь платил гроши исправно, но однажды не заплатил. Потом снова не заплатил, но прислал за сыром. Пастух не дал. Тогда корчмарь явился к непокорному пастуху самолично. Слово за слово, корчмарь попробовал пустить в ход палку. Вот тут-то пастух не выдержал и ввел в бой собак...
Улька выливает остаток похлебки, те жадно набрасываются на еду. Пастух рассказывает яростно и так ударяет вдруг по тяжелому чурбану, что тот взвивается в воздух...
ЛЕНИН. Об этом-то и рассказал мне пастух, звали его Анджей, был он парень справный, как бык, так говаривал некогда один казанский рабочий. Не мямля и не слюнтяй. С такими людьми приятно знакомиться. Впрочем, чем дальше, тем больше чудилось мне, что познакомился с ним только я, — Улька же, кажись, знала его более чем отлично...
В том, как Улька бросает на Анджея украдкой взгляды, мы видим, сколь справедлива догадка Ильича.
ЛЕНИН. Как марксист, я сказал, что травля собаками есть террор индивидуальный, собаками ничего не добьешься. Тут я вдруг вспомнил, что проиграл спор, но Улька и не заметила своей победы. По ее глазам я уразумел, что больше всего на свете она хочет, чтобы я пошел погулять и оставил их вкупе и влюбе...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 400-летию со дня рождения Вильяма Шекспира