Для лейтенанта госбезопасности Владимира Молодцова война началась 4 июля 1941 года. Боевое задание было сформулировано коротко и четко: «Создать и возглавить группу для диверсионной и разведывательной работы в условиях оккупированной Одессы. Обеспечить регулярную связь с центром. Выбрать место дислокации штаба, наметить явочные квартиры, разработать систему связи. При создании группы использовать работников Одесского областного управления НКВД, обладающих профессиональными навыками разведывательной работы, и надежных людей из числа местного населения...»
4 июля транспортный самолет, следующий спецрейсом Москва — Одесса, принял на борт внешне медлительного молодого человека в штатском, остро посматривающего из-под черных густых бровей. Спустя несколько часов в Одессе одним слесарем-сантехником стало больше. Как и подобает любому слесарю, молодой человек целыми днями ходил по домам, ремонтировал краны и лопнувшие трубы, а по вечерам лежал на узенькой койке лицом вверх и, заложив руки под голову, обдумывал свой очередной маршрут. Румынская разведка дорого заплатила бы за планы его ежедневных походов, но ей так никогда и не удалось узнать это.
16 ноября 1941 года в опустевшую, затаившуюся Одессу вошли румынские и немецкие части. В тот вечер соседи не увидели своего сдержанного постояльца, а одна из московских радиостанций приняла шифрованную радиограмму: «Подготовительную работу закончил. Место дислокации штаба — катакомбы. В составе группы два диверсионных отряда. Связные — Мижигурская,
Шестакова — работники Одесского управления НКВД. Перехожу к активным действиям. Петр».
Петр Александрович Бадаев — таково было новое имя советского чекиста Владимира Молодцова.
Некоторое время спустя при подходе к Одессе на большой скорости сошел под откос тяжелогрузный состав с боеприпасами и румынскими солдатами — пополнением частей, истрепанных в боях за город. Петр приступил к активным действиям.
...С тех пор прошло более двадцати лет. Снимок, который вы здесь видите, был обнаружен в архивах сигуранцы.
Взгляните на него. Этим людям только что объявили смертный приговор военно-полевого суда. Впервые за много месяцев увидели они небо родной Одессы и незнакомые лица товарищей по борьбе, для устрашения которых и была затеяна эта комедия с объявлением приговора.
Спокойна Тамара Мижигурская, бесстрашная связная диверсионной группы. Спокоен И решителен Владимир Молодцов, с которого в это утро впервые после ареста сняли наручники, чтобы, надев пальто, тут же защелкнуть их снова. Подбадривает улыбкой незнакомых друзей, узников сигуранцы, Тамара Шестакова (на снимке справа).
Они знают: впереди смерть. Они знают: впереди жизнь, за которую они отдают свои жизни.
Всего несколько месяцев действовала в оккупированной Одессе группа Владимира Молодцова. На ее боевом счету несколько эшелонов с боеприпасами и живой силой противника, пущенных под откос. На ее боевом счету несколько сотен уничтоженных оккупантов, десятки дерзких диверсий, казни изменников, похищения документов у врага.
На боевом счету ее — десятки, сотни, тысячи одесситов, привлеченных к активной борьбе с захватчиками. Ведь именно они одними из первых подавали в такое трудное время изумительный пример мужества и непримиримости. Ведь каждый взрыв, каждый пущенный под откос состав, каждая казнь предателя укрепляли веру одесситов в возможность и необходимость борьбы. Эта незримая эстафета мужества проходила через сердца, ее принимали вместе с присягой и личным оружием все новые и новые члены подпольных групп.
Советское правительство высоко оценило их подвиг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года Владимиру Александровичу Молодцову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Тамара Ульяновна Мижигурская и Тамара Алексеевна Шестакова посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.
К сожалению, наши сведения о группе Владимира Молодцова далеко не полны. Известно, что в ночь с 8 на 9 февраля 1942 года Молодцов и его связная Мижигурская, выданные предателем, были арестованы на явочной квартире. Спустя несколько дней недалеко от этой квартиры была схвачена и Тамара Шестакова. В июле 1942 года после безуспешных попыток выведать сведения об одесском подполье оккупанты расстреляли всех троих, не узнав даже настоящих имен героев.
Известно, что кроме двух партизанских отрядов, связанных с Молодцовым, действовали в Одессе диверсионные группы, одну из которых возглавлял шестнадцатилетний одессит, бесстрашный комсомолец Яша
Гордиенко. По заданиям Молодцова они добывали сведения о дислокации вражеских соединений, устраивали диверсии, приводили в исполнение приговоры изменникам Родины. Да, солдатами не рождаются. Солдатами становятся в трудный для Родины час. И они были прекрасными солдатами, эти отважные мальчишки-подпольщики.
«Не унывайте, все равно наша возьмет. Придет время — рассчитаемся со всеми гадами», — писал родным Яша незадолго перед расстрелом (он был арестован в феврале 1942 года). — «Умру как патриот и сын своей Родины!».
Он сдержал свое слово. Перед поднимающимися стволами автоматов Яша пел: «Смело, товарищи, в ногу!..»
Известно, что после ареста Молодцова его боевые друзья продолжали борьбу.
Но многого мы еще не знаем. Не дошли до нас имена соратников советского чекиста Молодцова, друзей Яши Гордиенко по «Молодежной диверсионной организации». Живы ли они сейчас? Погибли ли, защищая Отчизну?
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.