Надпись на вывеске у входа гласит: «Московское профессионально-техническое художественное училище № 64». Почти четыреста человек занимаются здесь. Будущие столяры-краснодеревцы, слесари-граверы, мастера по росписи игрушек изучают историю искусств, технику рисунка, конструирование.
Побывав в мастерских, я увидела весь цикл обучения. Первокурсник Коля Точилкин заканчивает сборку табурета. Он получился крепкий, ладный. Наверное, потому, что столярничать Коля начал еще в пятом классе, часами не выходил из школьной мастерской. А после седьмого пошел в училище. Табурет — первая самостоятельная работа каждого начинающего столяра-краснодеревца.
На верстаках второкурсников — инструменты посложней и готовые изделия поизящней: журнальные столики, шкафчики, украшенные мозаикой. В мастерской приятно пахнет мебельным лаком. Это Дима Пекарь и Олег Бузанов лакируют телефонный столик — последний в целой партии, заказанной одним из московских институтов. Столики отличные: мастерски фанерованные, что называется, без сучка, без задоринки.
Когда бываешь в мастерской, кажется, «что главное для ребят — уметь орудовать долотом и рубанком. Так обязательна ли для них предусмотренная программой большая теоретическая подготовка? Неужели нельзя сделать обычный стул, не проштудировав массу книг по эстетике, живописи, истории декоративно-прикладного искусства? Нет, нельзя! Потому, что специалист-мебельщик должен думать не только о прочности и устойчивости. Он обязан обладать высоким художественным вкусом, учитывать обстановку, в которой будет стоять задуманная или сработанная им вещь: и габариты квартир, и удобство, и требования современного интерьера.
Выпускники училища по «столярному факультету» — это будущие бригадиры, мастера, инженеры мебельных предприятий. В училище хорошо помнят бывшего воспитанника Ю. Цибенкова. Теперь он конструктор на московском деревообрабатывающем комбинате № 9. Начинавший столяром В. Сенин — главный инженер этого комбината, А. Гуськов — инженер, О. Крылов — бригадир бригады коммунистического труда на мебельной фабрике № 3.
Весной, сдав госэкзамен и защитив дипломы, уйдут на предприятия и подготовленные в училище художники по росписи игрушек. А сейчас на их рабочих столиках комки разноцветного пластилина, краски, всевозможные заготовки, кусочки материи, рисунки. Игрушки здесь делают по собственным эскизам. Огромный простор для мысли, фантазии... Я смотрю на не законченные еще фигурки — и знакомы вроде бы эти лисицы, совы, куклы, пупсы, и в то же время в каждой есть что-то свое, не трафаретно-сказочное, а оригинальное, авторское.
О талантливых мастерах говорят: золотые руки. Хочется сказать это и о ребятах из профессионально-технического художественного училища № 64. Три года назад они не умели правильно держать рубанок, не умели обращаться со швейной машиной и сверлильным станком. Сейчас их искусство известно не только у нас в стране, но и за рубежом: изделия выпускников училища демонстрировались на промышленной выставке СССР в Лондоне.
Вчерашние ремесленники, приходящие на предприятия из училищ, сегодня подлинные художники. Они создают красоту, украшают наш быт.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть. Окончание. Начало см. №№ 1 — 3.