У них и в самом деле целая система.
Я стремлюсь ее выяснить, но не допускаю никаких тем — пока! — кроме археологии. Хочу на примере археологии убедиться в реальности «краеугольного камня», а потом проверить его приложимость к другим дисциплинам.
Итак.
Итак, существует некое согласие, союз. Узы естественны, никто не рассылал повесток, не взывал: «Товарищи, проявим взаимопонимание!» — сошлись сами, потому что свело дело.
С одной стороны, археологи. У них своя забота, наука. Молдавия — это кладовая археологических кладов; слегка присыпанные землей, лежат здесь бесчисленные памятники многих культур. Но именно эта малая глубина залегания (нередко 20 — 30 сантиметров) грозит памятникам гибелью: под виноградники пашут глубоко. Следы былых времен попадают на поверхность, разрушаются. Нужна массовая, повсеместная разведка археологических раскопок. Нужна археологическая карта республики. Короче, нужны тысячи понимающих глаз и умеющих рук. Никакое расширение научных штатов делу не поможет. Грамотное краеведение местными силами — это, если хотите, выход и школа — прямая дорога к нему.
Но школьников, а прежде всего учителей, надо организовать, поднатаскать, обучить. Что ж, археологи готовы принять участие в такой работе, они кровно заинтересованы в этом.
Другая сторона — педагоги. Те гнут свое, им надо, чтобы дети вообще росли людьми. Если должны ребята изучать, допустим, историю, то пусть они своими руками, заинтересованно докапываются до ее таинств. Если же надо приучать ребят к труду, то лучше всего, если они с самого начала увидят в нем не «часы», не унылую обязанность, а самое интересное из интересного, источник познания и удовлетворения. Школьники могут и рыскать дотемна по свежей пашне, и черепки клеить, и полки строгать для своего музея, нужно только их увлечь, а без помощи ученых этого не сделать.
Ясно также, что всех школьников увлекать такой деятельностью трудно и бессмысленно. Выявить тех, которые почувствуют в этом свое призвание, — вот задача.
Этот союз школы и науки освящает своим авторитетом ЦК комсомола Молдавии. Именно при ЦК работает специальная секция краеведения, которой руководит секретарь ЦК Анна Цариградская.
Место лее, где я сижу и веду разговоры, — Республиканская экскурсионно-туристская станция для школьников — РЭТС. Название, прямо скажем, унылое. Насколько было бы лучше — Дом следопыта или что-нибудь в этом роде. Но люди здесь боевые. Вот и Волкомич работает здесь методистом.
Мы с ним пристроились в помещении музея станции, возле витрин с археологическими экспонатами. Музей не для парада, он как бы наглядное пособие, помощник краеведу в определении находок. Каждая культура представлена типичными образцами.
Содержится музей в любви и холе. На каждой группе экспонатов написано, кто их нашел.
Обращаю внимание на то, что чаще других встречается Флоренггский дом пионеров.
— Ничего нет удивительного, там несколько лет кружок вел Маркевич.
Непонятно. Флорешты — отдаленный районный центр, а Маркевич — здесь, в академии. Как же так?
— А он тогда не был в академии. Он работал лесничим.
Выясняется, что у Маркевича лесотехническое образование. Году в пятьдесят втором ловил рыбу в Днестре и нашел в береговых обнажениях много обработанного кремня. Вспомнил детское увлечение историей, отвез находку в Кишинев. Оказалось, что это неизвестная для Молдавии культура. Маркевича привлекли к археологической конференции, предложили даже работать лаборантом в академии, наверно, почувствовали пробуждение в нем страсти.
В то время из этого ничего не вышло, но оторвать Маркевича от археологии было уже нельзя.
Только в 1956 году, будучи уже автором научных публикаций, Маркевич смог поступить на заочное отделение университета, а с 1960 года он работает в академии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.