Поселок Уэлен — на краю света, на самом Дальнем Востоке страны. Холодный океан плавающими даже летом льдинами, снег по оврагам и берегам рек, заболоченная, без единого кустика тундра, дожди, ветры и туманы летом, пурга зимой. Связь с «материком» — хоть Чукотка и не остров — морем, а когда позволяет погода — вертолетом или самолетом. Здесь живут эскимосы и чукчи — зверобои, оленеводы, рыбаки.
В отдельном доме, на возвышении, помещается Уэленская костерезная мастерская. Здесь можно узнать все о жизни народа, населяющего этот суровый край. Искусство здесь целиком порождено жизнью, связано с ней. Все, что видит и переживает эскимос или чукча на охоте, в море, в тундре, легенды и сказки, жизнь животных, на которых охотятся и которые сами служат человеку,— все это можно увидеть в замечательных по мастерству и по форме работах, сделанных из кости. Из моржового клыка делают скульптуры, компактные монолитные группы, как, папример, в работах заслуженного художника РСФСР эскимоса Куху-тана, или ажурные динамичные композиции, наполненные движением и воздухом, как работы заслуженного художника РСФСР Вуквута-гина и мастера-костереза Туккая.
А если моржовый клык выровнять и отполировать, то на его поверхность можно нанести тонкую гравировку специальными резцами и красками, вырезать барельефы.
Рядом со старыми заслуженными мастерами работает молодежь — восемнадцатилетняя комсомолка Галина Анахак, Лев Никитин. В барельефе и круглой скульптуре больше работают мужчины, в гравировке большого мастерства достигают женщины. Гравировка по моржовому клыку, выполненная Тынатваль или Янку, пользуется широкой известностью.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.