Ни один адвокат «западной демократии» не упустит случая сослаться на пресловутый принцип «равных возможностей». «Помилуйте, у нас же все равны, классовые разграничения давно стерлись,— заявляют они, приводя в пример хотя бы право на образование.— У нас же есть даже бесплатные школы!»
Действительно, в Англии, например, есть бесплатные школы, находящиеся в ведении местных властей.
Есть там, однако, и платные школы.
Носит ли различие между этими школами классовый характер?
Послушаем самих английских учителей.
Вот два красноречивых признания, появившиеся недавно в английской печати.
Система образования Англии нуждается в коренной переделке. Она, как никакой другой аспект жизни нации, представляет собой полный хаос. Таков вывод, сделанный мной за время службы в Совете Лондонского графства (СЛГ), где я проработал учителем во всех без исключения типах лондонских школ.
Более 35 процентов детей Лондона могли бы с одинаковым успехом вовсе не ходить в школу. Образование, которое им дают,— чистейший фарс.
Проработав 1S лет преподавателем математики и физики в частных школах, я подписал контракт с СЛГ в качестве дежурного учителя. Это означало, что меня посылали преподавать в различные школы на короткий срок.
Я был в восторге, когда мое первое назначение привело меня к гигантскому новому зданию школы, считающейся в СЛГ образцовой.
Я спросил директора, какой уровень знаний можно ожидать от учащихся. Он подвел меня к окну и показал на окружающие школу трущобы.
— Вот уровень, — сказал он с ударением.— И не обращайте внимания на несколько высоких зданий, построенных недавно в районе. Они не делают погоды. Эти дети навеки остаются детьми трущоб.
Директора местных школ, продолжал он, считают, что они выполнили свой долг, если им удается предохранить мальчиков от тюрьмы, а девочек от беременности до 15 лет.
После этого грустного сообщения я уже не удивился, когда он вполне серьезно велел мне посвятить свой первый урок бинго.
— По расписанию положен урок математики,— оказал он мне.— Учитель, которого вы замещаете,— один из лучших у меня. Но он ничего не мог поделать с ними. Бинго — единственная вещь, заставляющая их сидеть тихо.
Когда директор ввел меня в класс, бинго был уже в разгаре, и он сказал мне тихо:
— Все в порядке, мистер Гордон, не мешайте им.
Я увидел, что сорок с лишним мальчишек не обращают на меня ни малейшего внимания.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Научно-фантастический роман. Продолжение. Начало см. в №№ 11 —17