Любимая "Мымра"

Евгения Гордиенко|8 Декабря 2015, 15:31
  • В закладки
  • Вставить в блог

8 декабря 1934 года родилась Алиса Бруновна Фрейндлих

 

Бывают актеры, которым, кажется, подвластно все. И страшненькая директриса научного института, и нежная красотка в клетчатом платье, и Малыш, угощающий Карлсона плюшками, и прекрасная королева, и немолодая любительница распутывать детективы. Конечно, все эти роли были сыграны в разное время, но – одной актрисой. Великая Алиса Фрейндлих, действительно может сыграть что угодно…

Она родилась в Ленинграде и с тех пор не мыслит себя вне этого города. Даже когда меняла сцену (коих в ее жизни было три), то говорили об этом именно в контексте города: «Алиса Фрейндлих перешла Фонтанку», имея в виду местоположение очередного театра.

Оставаясь настоящей женщиной, Алиса Бруновна своего возраста никогда не скрывает. Крошечная (всего 153 сантиметра), но при этом совершенно несгибаемая. Ей уже восемьдесят, а она по-прежнему прекрасно помнит мать, отца, бабушку, годы блокады.

Хотя семья была с немецкими корнями, мать записала ее как русскую, что, возможно, и спасло ей жизнь, потому что немцев высылали во время войны из Ленинграда, и далеко не все выжили. Бабушка, например, умерла во время этой пересылки…

Мать Алисы Бруновны, Ксения Федоровна Федорова, была родом из Пскова, где участвовала в художественной самодеятельности. Переехав в Ленинград, она поступила на драматические курсы Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ), где и познакомилась с актером Бруно Фрейндлихом.

Его род начинался от немцев, приглашенных в Россию самим Петром Первым, чтобы наладить в стране стеклодувное дело, да так они тут и остались.

Алиса появилась на свет в 1934 году, в доме на Исаакиевской площади, что впоследствии и определило ее отношения с городом: «Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…»

Когда началась война, родителям Алисы пришлось расстаться – отец отправился в эвакуацию вместе с театром – в Ташкент, а мама с дочкой остались в Ленинграде. Поскольку Алису мать записала как русскую, им удалось избежать репрессий по отношению к немцам, хотя несчастье затронуло и их семью. Были арестованы брат Бруно Фрейндлиха Артур и его жена Зоя, а его мать, бабушка Алисы, была выслана из Ленинграда. По дороге, в пересылке, она умерла.

Зимой 1941-го не стало любимой квартиры -  в нее попал снаряд. Алиса Бруновна вспоминала, что очень хорошо запомнила, как семья вернулась домой и увидела выбитые стекла и двери, рояль весь в штукатурке… Потом дом восстановили, поскольку он находился в той части города, которую старались сохранить, - на Мойке, рядом с Исаакиевской площадью. Сама семья при этой бомбежке не пострадала – все находились в бомбоубежище.

Несмотря на то, что Ксения Федоровна была актрисой, во время войны ей пришлось оставить театр и устроиться работать на завод. А после ее окончания к искусству она так и не вернулась, а стала работать бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда.

Да и с Бруно Фрейндлихом они семью не восстановили – он вернулся из эвакуации с новой женой и недавно родившейся дочкой Ириной. Поскольку новая жена Фрейндлиха была против общения мужа со старшей дочерью, видеться им приходилось украдкой. С сестрой Ириной Алиса Бруновна познакомилась и подружилась, уже будучи взрослой.

В школу Алиса пошла в 1942 году в Ленинграде, а продолжить учебу пришлось в Таллине, куда они с мамой переехали в 1945 и где прожили три года. Поначалу девочка была отличницей, но с появлением химии и физики перестала быть таковой. Она сама признается, что эти науки для нее «темный лес».

Вернувшись в Ленинград, Алиса пошла в ту же школу, где училась раньше. Точные науки для нее любимыми так и не стали, зато при школе был театральный кружок, который вела известная театральная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Туда Алиса ходила с удовольствием. Отец не оказывал на девочку прямого влияния в выборе профессии, но когда они общались, Алиса видела отношение отца к театру, и оно восхищало ее. Несмотря на просьбу Призван-Соколовой составить дочери протекцию при поступлении, Бруно Артурович отказался, сказав, что не видел игру Алисы, поэтому не может ее рекомендовать.

Это, однако, не помешало Фрейндлих в 1953 году поступить в ленинградский театральный институт им. А. Островского на курс к Борису Зону. Она страшно волновалась, зная, что Зон не любит «травести», а она в своем юном возрасте была маленькой, худенькой и претендовала именно на это амплуа.

Играть в кино она начала, еще будучи студенткой, сыграв в 1955 году небольшие роли в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники». В то же время она в первый раз вышла замуж - за сокурсника Владимира Киселева - и привела юного супруга в комнатушку, где обитала вместе с мамой. Отгородились занавеской. Однако брак этот оказался недолгим и вскоре распался.

Окончив институт, Алиса Фрейндлих была принята в драматический театр имени Комиссаржевской. Этот театр стал для нее отличной школой: «Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова. Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя. А может, и к лучшему. Если бы тогда мне поручали сложные психологические роли, наверное, я бы сломалась и сейчас была бы посредственной актрисой. Ведь надо очень много пережить и передумать, чтобы было, о чем рассказать зрителю. Я твердо уверена: любому актеру надо много перестрадать, надо пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы стать настоящим мастером».

Пока драматических ролей не давали, Фрейндлих, как и предполагала, играла роли мальчишек и девчонок. Первой «серьезной» ролью стала главная роль в спектакле «Время любить».

Вскоре, однако, она сменила театр Комиссаржевской на театр имени Ленсовета. Не последнюю роль в этом сыграл режиссер Игорь Владимиров, с которым Алиса Бруновна познакомилась еще в конце пятидесятых.

Несмотря на значительную разницу в возрасте (он был старше на шестнадцать лет), между ними завязался роман, затем они поженились, а через несколько лет у них родилась дочь Варвара. Фрейндлих было на тот момент уже тридцать три года. А на сцену она вернулась, едва маленькой Варе исполнился месяц.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Ошибка Наполеона

15 августа 1769 года родился Наполеон I Бонапарт

Три встречи с Мичуриным

27 октября 1855 года родился Иван Владимирович Мичурин

Некрасов

10 декабря 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов