Клуб «Музыка с тобой»
Московская синтез-группа «Панорама» – единственный пока что в нашей стране профессиональный вокально-инструментальный ансамбль политической песни.
Лауреат премии Московского комсомола, победитель и призер многих международных и всесоюзных конкурсов политической песни, ансамбль «Панорама» успел завоевать симпатии любителей и знатоков современной популярной музыки. Хотя и невелика биография ансамбля, зато гастрольным маршрутам синтез-группы могут позавидовать многие их коллеги по эстраде. В составе «поездов дружбы», организуемых ЦК ВЛКСМ, ансамбль объехал всю страну, побывал на гастролях в Венгрии и ГДР, а в дни Олимпиады-80 принял самое активное участие в ее культурной программе.
– Четыре с лишним года мы выступаем перед молодежной аудиторией. И не было, пожалуй, такого концерта, где бы нас не спрашивали, что означает «синтез-группа» и каков смысл названия «Панорама», – рассказывает руководитель ансамбля Михаил Томилин. – Поэтому мы взяли себе за правило строить так свою концертную программу, чтобы ответы на эти вопросы были очевидны без лишних справок.
Популярная музыка во многом синтетична – раз.
А мы исполняем композиции в разных стилях – «рок», «кантри», «диско». В нашем оркестровом арсенале синтез современных музыкальных средств от чистого и нежного голоса флейты до мощного голоса электронного синтезатора – два. Без всего этого подчас невозможен крепкий контакт со сложившейся молодежной аудиторией. Отсюда и произошла «синтез-группа». Вполне оправданно и название «Панорама». На наших концертах звучит исключительно политическая песня, поэтому мы стремимся развернуть перед слушателями широкую панораму проблем, актуальных и злободневных вопросов, волнующих прогрессивную молодежь планеты. Зрители становятся как бы участниками сценического действия, мы же, находя ответную реакцию, ведем концерт дальше. Наконец, мы постоянно включаем в программу лучшие песни протеста, принадлежащие перу известных музыкантов разных стран мира. И, конечно же, исполняем их на языке оригинала.
Не забыть участникам ансамбля, какой экзамен по поводу «языка оригинала» устроил им однажды Леонид Осипович Утесов.
Как-то после концерта синтез-группы за кулисы пришли несколько молодых музыкантов из знаменитого эстрадного оркестра РСФСР, руководил которым Утесов. И кто-то из них предложил:
– Хотите, познакомим вас с нашим «батей»?
Ну кто же из эстрадных артистов, а тем более начинающих, откажется от такого? Утесов в назначенный день приехал на репетицию ансамбля посмотреть, «что это за «Панорама» такая и с чем ее едят».
Пожалуй, ни на каком концерте или конкурсе ребята не волновались так, как в этот день. Шутка ли сказать, сам Утесов будет слушать их! И сгоряча решили показать ему всю программу, на добрых три часа. Вот только громкость поубавили – знали, что «батя» лишнего шума не любит.
Утесов слушал молча. По его лицу трудно было догадаться, что он думает об исполнявшейся музыке и самих музыкантах в частности. На всякий случай сделали еще потише. Но вдруг где-то посреди программы Леонид Осипович вдруг потянулся в кресле и сказал:
– А вот это мне нравится!
Что нравится – песня? Манера исполнения? Аранжировка? Да мало ли что еще... Однако Утесов будто воды в рот набрал и молча дослушал программу до конца. А потом, пройдя в наступившей тишине на сцену, подошел к солисту группы Михаилу Танееву и... заговорил на чистейшем французском языке. Миша, исполнявший по-французски несколько песен (как-никак диплом института иностранных языков обязывает), вступил в диалог.
– Молодцы! Люблю, когда понимают, о чем поют! – закончил, смеясь, «экзаменовку» Леонид Осипович. И пригласил синтез-группу в полном составе в свой оркестр.
Надо ли говорить, какой школой профессионального мастерства, высокой требовательности, принципиальности и взыскательности, без чего не может состояться настоящий эстрадный артист, была для «Панорамы» работа с таким замечательным артистом и удивительным человеком!
Говорит солист синтез-группы «Панорама», лауреат премии Московского комсомола и лауреат XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване Михаил Танеев:
– «Панорама» – это прежде всего ансамбль политической песни, и в этом его коренное отличие от прочих ВИА и групп, предпочитающих главным образом лирическую тематику. Наш коллектив взрослеет, более серьезным и вдумчивым становится отношение к аранжировкам исполняемых песен, шире диапазон применяемых средств музыкальной выразительности, строже режиссура постановок. Все это позволяет, на наш взгляд, более активно воздействовать на восприятие слушателей, причем не в ущерб главному – актуальности и социальной направленности политических песен.
С 1978 года отсчитывает «Панорама» свой путь. Были неудачи, потери, неизбежные в искусстве, но зато были и заметные успехи молодых московских музыкантов. Тот же 1978 год: первое место и звание лауреата на проводимом ежегодно смотре-конкурсе самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей столицы. 1979 год: почетный титул лауреата международного фестиваля политической песни «Соколово-79» (Чехословакия). Здесь, на первом своем международном музыкальном состязании, советский самодеятельный коллектив составил достойную конкуренцию многим известным профессиональным ансамблям из разных стран мира. Музыкальные критики и молодежная пресса в своих отчетах о фестивале отмечали успешный творческий поиск «Панорамы» в области политической песни, серьезность исполняемых текстов и звучность музыкальных решений.
1980 год. Новая победа на фестивале «Соколово-80» и звание дважды лауреатов этого представительного песенного форума. В этом же году «Панорама» успешно выступала на международном фестивале молодежной песни и музыки «Прага-80».
Наконец, в 1981 году ансамблю выпала честь представлять нашу страну на международном фестивале политической песни в Берлине. Александра Николаевна Пахмутова доверила «Панораме» свою новую песню-плакат «Моя страна – мой верный друг». Выслушав аранжировку, сделанную ребятами, композитор сказала: «Интересный вариант. Мне нравится!» И не ошиблась, поскольку за исполнение именно этой композиции ансамбль был награжден специальным призом Союза композиторов РСФСР. А ко всем своим титулам синтез-группа прибавила еще и звание лауреата Берлинского фестиваля.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.