— Не клеится что-то...
— А ну покажи резец — Да разве это заточка? Пойдем заточим по-новому. Как-то раз Пуков сказал:
— Молодец. Тебе осталось уже чуть-чуть...
— Что чуть-чуть?
— Давать по сто процентов будешь. Идет дело! Чертков тяжело вздохнул.
— Чудак, используй резерв.
— Какой?
— Самый надежный — время. Минуту, секунду. Тогда все будет в норме.
...И вот мы стоим в двадцати шагах от Черткова, невысокого паренька в защитных очках. Он остановил станок, слушает пожилого рабочего — того самого, которого «инструктировал» четверть часа назад сменный мастер.
— Опять у Черткова не клеится?
— Да нет. Просто деталь попалась сложная,— отвечает Владимир.— Теперь мы спокойны. Теперь все в порядке.
— Это Чертков. Но у вас их шестеро, молодых?
— Точно. Но отстающих нет. Теперь нет.
Мы идем на учебный участок.
— Такого пока еще нет нигде,— говорили мне на заводе с гордостью.
Минуем громадный второй механосборочный цех, лабиринт проходов и переходов и оказываемся на залитом солнцем участке. Свет вливается через широкие, какие-то очень радостные окна.
Здесь работают сорок парней и девчат. Они никогда не носили формы ремесленных или технических училищ. Они пришли на завод, не имея или почти не имея никакого представления о труде станочника. Они работают и учатся. Четыре часа у станка, два — в классной комнате. Через пять месяцев каждый получает разряд и уходит в обычный цех на обычный участок.
Вместе с мастером Евгением Морозовым — на участке свои мастера, в основном комсомольцы — подходим к станку, за которым работают двое: парень и девушка.
— В четыре руки,— улыбается Морозов.— Случай довольно редкий: станок не рояль. Но у нас и такое бывает: шеф и подшефный.
— Кто же шеф?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.