Зодчие. Братья Веснины

Лилия Волохонская| опубликовано в номере №1433, февраль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Во время Великой Отечественной войны Академия архитектуры сразу переключилась на военные рельсы. Оперативно организуются маскировочные мастерские, проектируются упрощённые жилища и коммунальные предприятия для эвакуированных. А уже с 1943 года, в разгар военных сражений, ведущее место в деятельности Академии архитектуры начинают занимать вопросы восстановления городов, разрушенных фашистами. Война еще не кончилась, а мастерские академии вели проектирование Сталинграда, Смоленска, Новгорода, Истры, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Калинина, Севастополя. Виктор Веснин проектировал Запорожье. (Надо заметить, что осуществлению некоторых проектов Весниных 30-х годов помешала война.)

В истории отечественной и мировой архитектуры известны династии зодчих. Но творческое содружество братьев Весниных уникально. Долгие годы, десятилетия работали они вместе – всю жизнь. И никогда не нарушалось их редкостное взаимопонимание, дружба. Разумеется, каждый из братьев обладал своими индивидуальными особенностями. Леонид Александрович прошел серьезную академическую школу. Виктор Александрович отличался точным, аналитическим складом ума. Александр Александрович – незаурядным художественным дарованием. Все эти качества отлично дополняли друг друга в их вдохновенном тройственном союзе.

Жизнь братьев Весниных можно назвать счастливой, несмотря на всякие трудности, без которых не проходит ни одна человеческая жизнь, тем более жизнь людей творческих. Но какое же это безмерное, ни с чем не сравнимое счастье, если человек жил на земле не зря, если после себя оставил он людям дома, города, заводы... Для мирного труда оставил и на долгие годы.

Во многих городах Советского Союза стоят интересные, не совсем обычные здания – без украшательств, но красивые благородством простых архитектурных форм и линий. Здания эти вовсе не похожи друг на друга. Достаточно сравнить хотя бы Театр-студию киноактера (бывший Дом политкаторжан) на улице Воровского в Москве с его тщательно организованным сочетанием прямоугольных блоков разной высоты, с открытыми опорами, с наружной лестницей перед входом, и универмаг на Красной Пресне: четкий ритм широких квадратов зеркального стекла огромного эркера витрины, раскинувшегося по всему фасаду, на все три этажа.

На радость людям стоят творения братьев Весниных, своими громадными остекленными поверхностями щедро вбирая свет. И столь же щедро отдают они его обратно – в пространство.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены