Николай Недбайло

Юрий Крохин| опубликовано в номере №1433, февраль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Как-то в студенческие времена отправились мы. однокурсники, на вечер молодых поэтов в библиотеку имени Д.Фурманова. Первое, что бросилось в глаза. – картины, развешанные по стенам читального зала. Они поражали буйством красок, избыточностью фантазии.

Было это в конце шестидесятых годов, и я тогда не знал, что автор понравившихся мне работ – совсем еще молодой московский художник Николай Недбайло. для которого та встреча со зрителем была первой. В ту пору он еще только нащупывал свой путь в искусстве. За минувшие годы творчество Николая Недбайло претерпело значительные изменения. От прежней ассоциативности, подражательности. свойственной начинающим (думаю, не обошлось без влияния Н.Рериха, М. Чюрлениса. М. Нестерова), усложненности композиции наметилось очевидное стремление к простоте, строгой графичности. определенно выраженной мысли.

...Кто из нас, воодушевленных первыми спутниками и полетами Гагарина и Титова, не мечтал о небе! Наверное, именно тогда в воображении Николая Недбайло зародились панорамы иных миров, картины встреч с неземными цивилизациями. Творчество Недбайло любил и ценил писатель-фантаст И. А. Ефремов. «Вот уже несколько лет я слежу за развитием дарования молодого живописца, – писал он. – Этот художник нравится мне именно тем, что он ищет красоту... Мне нравятся его радостные краски, его открытое восприятие жизни, его юмор, его доброе отношение к жизни...»

Эта добрая улыбка озаряет жанровые полотна Недбайло. Есть в этих холстах что-то от незатейливости русского лубка – красочность и некоторая наивность изображения.

Особое место в творчестве художника занимает пейзаж. Раз побывав на Севере, в Карелии, Недбайло. как говорится, «заболел» этими краями. Большая серия работ, выполненных гуашью, так и называется: «Лирика русского Севера».

В последнее время художник много внимания уделяет графике. Казалось бы, как просто – тушь, перо и бумага. А соединившись в его руках, они становятся магическим кристаллом. в котором видятся с удивительной точностью выписанные улочки старой Ялты, уютные московские дворики. байкальские пейзажи.

Вот таким причудливым образом в художественном сознании Николая Недбайло уживаются, питая и взаимно обогащая друг друга, безудержная фантазия и самый строгий реализм.

На стене мастерской художника – строки Бориса Пастернака: «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. Ты – вечности заложник – у времени в плену». Недостаток времени Недбайло ощущает постоянно. Он творит без устали, спеша запечатлеть переменчивые лики эпохи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Тупики бюрократизма

Заметки о социальном зле