Жизнь - звездам

  • В закладки
  • Вставить в блог

Нередко молодежь включает в свой план непосильную для себя работу. Характерно, например, что среди поступающих на физико-математические факультеты будущие первокурсники заявляют, что они хотят «заниматься теорией относительности, как Эйнштейн».

Гораздо больше, чем третьестепенные материалы, полученные по модной теме, может дать обращение к незаслуженно забытой теме и обогащение ее новыми результатами. Молодой ученый должен сам искать плодотворные направления для приложения сил с учетом своих умственных возможностей, с учетом инструментальных средств и других условий. Это лучше, чем плестись в хвосте за модной темой только потому, что она «модна».

Есть ли жизнь на земле?

Такой вопрос представляется не только излишним, но и странным. Мы-то знаем, что жизнь вокруг нас на Земле существует! Но такой вопрос могут задавать себе разумные жители других миров так лее, как мы задаем вопрос, есть ли жизнь на Марсе или на других небесных телах.

А как же они могут найти ответ на этот вопрос?

Конечно, мы выясняем физические условия на планетах, сравниваем их с земными и на основании этого заключаем, может ли быть на них жизнь, сходная с земной. Научное решение вопроса может опираться только на опыт наблюдений жизни на нашей Земле. Научно можно предположить о жизни только на той основе, какая известна на Земле. Например, мы знаем, что живой белок – основа развитой жизни – при высокой температуре свертывается. Но нельзя полностью поручиться за пределы возможного приспособления жизни и даже за возможность жизни на других основах. Мы будем говорить здесь о непосредственно видимых следах разумной деятельности. Их в принципе можно видеть с далеких расстояний. Лучшие снимки поверхности Марса, полученные на последних космических аппаратах с высоты менее 2 тысяч километров и позволяющие различить образования размером от нескольких сотен метров, не показывают следов разумной деятельности. Пусть разумной жизни нет, это почти несомненно.

Но насколько видна издали разумная деятельность, заведомо существующая на Земле? Этот вопрос полезно выяснить, и им занялся американский ученый Саган. В 1966 году он и его сотрудники просмотрели огромное число фотографий Земли, полученных с метеорологических спутников. Можно было откидать, что наиболее заметными следами разумной деятельности при этом будут сезонные изменения вида больших правильно ограниченных полей, засеянных сельскохозяйственными культурами. Но контрастность их изображений мала, а их сезонные изменения маскируются изменениями угла падения солнечного света и угла, под которым сделан снимок.

Более обещающими являются большие искусственные сооружения прямолинейного вида – дороги, мосты, плотины, следы за кормой кораблей в море или белые полосы, оставляемые самолетами. Их следы разыскивались на тысячах снимков, свободных от облаков. Было найдено лишь одно четкое указание на техническую культуру: яркая линия только что законченного отрезка автострады. Более сомнительно изображение в районе узкого пролива между Канадой и Гренландией. Оно состояло из длинных полосок – белой и черной, тянущихся параллельно друг другу под покровом облаков. Возможно, что это был след реактивного самолета и его тени. Еще одним следом человеческой деятельности были белая сетка просек в лесу, на которые выпал свежий снег.

Авторы заключили, что если бы воображаемые марсиане имели снимки Земли в таком же количестве и такого качества, какие были получены «Маринером-4» – первой автоматической станцией, пролетевшей над поверхностью Марса на высоте 12 тысяч километров, то по ним нельзя было бы найти никаких признаков разумной жизни на нашей планете.

Наблюдайте и изучайте вселенную сами

Хотя большинство современных научных исследований и открытий требует от человека обширной специальной подготовки и знания научной литературы на разных языках, сложных и дорогих инструментов, это не значит, что для творческой работы у любителя астрономии не осталось никаких возможностей. Тем более доступно каждому следить за небесными явлениями и на основе прочитанного в книгах уметь находить на небе интересные явления, замечать их подробности, а также правильно их понимать. Нужно только выбирать себе задачи по силам, соответствующие знаниям и возможностям.

Каждый любитель может в телескоп, бинокль и даже невооруженным глазом увидеть небесные светила. Можно фотографировать Луну, Солнце, затмения, кометы, перемещения планет, созвездия. Можно самому сделать фотографическую карту неба. Многие любители получили за последние годы великолепные фотографии комет, имеющие огромную научную ценность. Любители стали самостоятельно изготовлять радиотелескопы, конечно, небольшие. Некоторые любители, знакомые с радиотехникой, смогли даже осуществить посылку радиосигнала на Луну и получить от нее отраженный сигнал.

Серьезную научную ценность могут иметь наблюдения так называемых серебристых, или ночных, светящихся облаков, визуальные, фотографические и радионаблюдения «падающих» звезд-метеоров. При наличии телескола средней силы, даже самодельного, можно с пользой нарисовать изменения на планетах, можно наблюдать изменения блеска переменных звезд или открыть новую звезду, что обычно именно любителям и удается. Например, в августе 1975 года они открыли новую звезду в созвездии Лебедя. Это все области, для которых у специалистов-астрономов «не хватает рук» или времени.

Как все это делать? Какую выбирать программу? Для этого есть специальные руководства и инструкции. Назовем для примера следующие книги: П. Г. Куликовский «Справочник любителя астрономии», изд. 4, Наука, 1971, В. П. Цесевич «Что и как наблюдать на небе», изд. 4, Физматгиз, 1973; Астрономический календарь, Постоянная часть, изд. 6, Наука, 1973.

От атомного ядра до мегагалактики

Человек пытливым разумом проникает в тайны строения систем – как невидимых глазу по своей малости, так и чудовищно громадных. Интересно сравнить, как далеко он проник в том и другом направлении. Изучая системы, из которых состоит он сам, человек дошел до атомного ядра, имеющего диаметр 10-13 см, то есть примерно в 1015 раз меньше, чем он сам. Изучая системы, частью которых он является, человек встречает в 10,s раз большую систему уже в виде Солнечной системы (известный нам сейчас диаметр нашей Солнечной системы, строго говоря, меньше – он составляет 1015 см).

Диаметр известной нам сейчас части Метагалактики составляет около 1028 см. В области космоса мы проникли, другими словами, в 100 миллионов раз дальше, чем в области микромира мельчайших частиц. Тем не менее свойства величайших мировых систем делаются доступными астрономам лишь на основе изучения мельчайших частиц, исследуемых физикой. Но и в изучении этого микромира огромную помощь приносит наблюдение процессов в космосе, заменяющих неосуществимые в лаборатории опыты. Великое и малое слиты в единстве природы.

В самом деле, для уяснения строения и свойств вещества необходимо изучать его во всевозможных условиях. Однако в земных лабораториях мы пока не можем создать таких разнообразных давлений и температур, какие существуют в звездах и туманностях. Вспомните изучение состояния недр звезд – белых карликов, открытие гелия на Солнце и уже впоследствии обнаружение его на Земле. Так, изучая природу, человек в известном смысле заставляет служить ему и небесные тела, а с их помощью еще глубже познает законы природы.

Валентина Путилина

За XX веком все прочнее утверждается звание века узкой специализации, но как бы наперекор этому он являет время от времени миру людей, в которых живо возрожденческое начало, отмеченное широтой интересов, универсальностью знаний, новизной идей. Человек, разгадывающий тайны Вселенной, открывающий горные озера и ледники. проникающий в глубь веков, ученый, историк, поэт, учитель учителей, умелец – не тоской ли об утерянной гармонии навеян этот образ, так мало характерный для века узкой специализации? Но этот человек не из эпохи Возрождения, он наш современник. наш соотечественник. Имя Бориса Александровича Воронцова-Вельяминова знает каждый, кому довелось когда-нибудь соприкоснуться с наукой о небесных телах. Вот уже более сорока лет школьники изучают по его учебнику астрономию, студенты, у нас и за рубежом, решают задачи по созданному им «Сборнику задач и упражнений по астрономии-. учителя подготавливаются к урокам по его книгам: любители астрономии читают его «Очерки о Вселенной»; астрономы всего мира знают его как выдающегося ученого-астрофизика. Более полувека он бессменно руководит одной из основных научно-исследовательских лабораторий Астрономического института имени П. К. Штернберга.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены