Комсомол должен знать будни и героику Красного флота. Лучших представителей пролетарской молодежи передает комсомол на военные корабли. Комсомольский тыл должен крепить связь с молодой гвардией краснофлотцев, с вооруженными морскими силами революции. Об этом особенно нельзя забывать в Международный юношеский день. МЮД - день проверки нашей смычки с вооруженной гвардией международной революции на суше и на море.
Работали мы с Сергеем в одном цехе: я - токарем, он - слесарем. Хоть и работали мы в приморском городе, но как - то не «чуяли» моря, даром, что были спортсмены. О флоте знали, слышали, как - то раз даже побывали на подшефном корабле - потолкались, поболтали с ребятами - подшефниками да и подались назад. О флоте ли будешь думать, когда на повестке дня промфинплан, производсовещания, кружки? Не думал, не гадал я о флоте, не строил себе планов и Серега.
Однажды приходит в заводскую ячейку из райкома бумажка: «Желающие в военно - морские учебные заведения записывайтесь!» Объявления, плакаты вывесили, тут же резолюцию V Всесоюзного комсомольского съезда с шефским обязательством. Пошли разговоры среди ребят о вербовке. В то время «Чемберлены всех стран» полезли со своими нотами угрозы по адресу Советского Союза. Вспомнился подшефный корабль, ребята, и засосало у меня подложечкой.
- А что, если пойти в ВМУ, да поучиться, да стать командиром? Конечно, получаю я сейчас не плохо, но какой чертовой бабушке нужен будет этот заработок, когда грянет гром войны, а боевые командные посты не будут заняты пролетарской молодежью?
Обуреваемый такими мыслями, подался я к Сереге за советом. Друзья мы были с ним закадычные. Мнется Серега, молчит, думает. А потом: «черт его знает, как и быть... И заманчиво, и боязно, и вдруг - не вытяну, не «примет» меня корабль, море».
Потолковали, взвесили все - дело большое и ответственное - переждали день, сходили в ячейку, там с ребятами еще поговорили, посоветовали нам. Мастер, хотя и видно, что недоволен, все же дружески улыбается и говорит:
- Давай, давай, ребята, мореходы, язви вас! Посмотрю я, какими вы будете командирами. И чтоб обязательно каждый из вас вонзил фокмачту в буржуазное небо!
К слову сказать, мастер наш когда - то в царском флоте был матросом и толк во флотской жизни знал.
Заграничная перспектива нас совершенно «доконала», и, взяв в райкоме путевку, па другой день мы уже были в ВМУ имени Фрунзе. Краткий опрос, анкета, ряд комиссий, через неделю экзамены (трухнули малость - перед ребятами неудобно провалиться) - и без особой волокиты и беготни получаем от комиссара извещение: «приняты».
Стало как - то и жутко, и радостно, и хорошо. Живо на завод - сдали инструмент, дела. Крепко жмут руки товарищи.
Прощай, тиски, станок, мастерская, завод - наш учитель и воспитатель! До свидания, ребята!
Мы в училище. Все ново, странно, незнакомо. На курсе до 100 чел. Собрались ребята со всех концов Советского Союза. Вот черный парень с живыми глазами, с явно кавказским акцентом, горячится в споре с флегматичным пермяком. Поодаль весело хохочет украинец Потрусь от какой - то шутки, отпущенной Серегой, потомственным пролетарием. Есть в этой массе людей и поляк, и белорусе, и татарин, и еврей... Невольно пришла в голову мысль о том, как легко и просто разрешает советская власть нацвопрос, давая возможность учиться каждой национальности. И вся эта масса людей очень скоро станет тесной товарищеской семьей, объединенной одной мыслью, одной идеей - постигнуть флотские науки и премудрости, чтобы, став командирами, отдать все свои силы и энергию Советской Республике.
Начались страдные дни учебы. Конечно, учился в свое время, кое - что помнил, но как - то тяжело было сразу приспособить мозги к учебе. Это вначале сказалось. Навалился на учебу с охотной, а немного спустя стал хвататься за голову. Пришлось поослабить темп, чтобы, втянувшись, поднажать после.
Изредка, в свободные дни, навещали ребята, и я сам частенько заглядывал на завод - связь не порывал. Стал еще больше любить завод.
Зима прошла незаметно. Математика, физика, морское дело, сигналопроизводство, политпредметы и многое другое, густо сдобренное общественно - массовой работой, стало содержанием нашей курсантской жизни. Стал подумывать о вступлении в партию. К концу учебного года меня и Серегу приняли кандидатами. Незаметно для себя мы росли политически и культурно. С жаром берясь за незнакомые предметы из флотской жизни и преодолевая их, мы готовились к летнему практическому плаванию.
Переходные зачеты дали хорошие результаты. В первый раз в жизни я пойду плавать на корабле, пусть хотя бы на парусной шхуне! Стоит она, красавица, перед училищем на Неве, вонзив в серое ленинградское небо стройные мачты, опутанные снастями.
Радостный день наступил. Речи, пожелания, музыка, провожающие, прыгающее в груди сердце... Мы на буксире пошли в море, навстречу бурям и непогодам.
Что нам сулит будущее? Стоя с другими у грота, мы радостно махали фуражками, а на сердце было чего - то грустно. Впервые надолго покидаем город Ленина, училище, завод, родных ребят.
А впрочем, в чем дело? Посмотрели друг на друга, засмеялись и дружно взялись за авральную работу.
Наша шхуна «Учеба», утлая парусная ладья, берет на борт до 100 человек. Вертлявая, послушная рулю, с большой парусностью, она ходит хорошо и прекрасно держится на волне. Какая красота, когда она, подняв все паруса, сверкая белизной на солнце, чистенькая, опрятная, идет полным ходом с попутным ветром! Бедный тузик за кормой еле - еле поспевает за ней на бакштове.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.