Это было давным-давно. По залам одной из художественных выставок шёл Василий Иванович Суриков. Он внимательно разглядывал картины. Больше всего он задерживался у полотен молодых, совсем ещё неизвестных живописцев.
Заметив, что я наблюдаю за ним, Суриков подозвал меня пальцем. «Эти художники, молодой человек, - сказал он, - надежда наша, будущее наше. Надо их знать!».
Боли применить суриковские слова к Художественной выставке 1950 года, то можно с уверенностью сказать: молодёжь на верном, реалистическом пути.
Однако было бы неверным понимать выступление молодых только как творческую заявку. Живописцы, скульпторы и графики, только что покинувшие студенческую скамью, выступают с серьёзными произведениями, глубокими по мысли и исполнению. И именно они, ещё не имеющие ни званий, ни отличий, задают тон выставке.
Я помню художественные выставки нескольких лет. И тогда выступала на них молодёжь. Но многие были заражены недугом импрессионизма, пытаясь совместить импрессионистский подход к натуре с большими идейно-творческими замыслами. Потребовались исторические указания Центрального Комитета партии, чтобы перестроить систему художественного воспитания, поставив в основу её незыблемость принципов русской реалистической школы.
И вот теперь мы видим великолепные итоги этой перестройки. Из стен художественных учебных заведений уже выходят не талантливые дилетанты, завороженные словами «цветовые пятна», «Манэ», «Монэ», «Сезанн». Из стен наших институтов выходят замечательные профессионалы, которые не только понимают, что делать, но и знают, как делать.
Некоторые склонны удивляться тому, что народный художник СССР Б. Иогансон стал работать совместно с совсем ещё зелёными юнцами. Но эти юнцы могут составить отличную конкуренцию не одному маститому художнику. Доказательство тому - картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола». Хочу обратить внимание на чисто профессиональное мастерство, на добротную живописную кладку, на собранность «цвете, на подчинение частного общему. Также большая творческая удача - картина «Власть советам - мир народам» В. Басова, Н. Мещанинова, Д. Налбандяна, В. Прибыловского, М. Суздальцева.
Молодости свойственны задор, дерзание, смелость мечты, смелость вдохновения. Замыслы обгоняют друг друга. Ты ещё не окончил одну картину, как хочется писать другую, и здесь требуется выдержка, умение довести да конца задуманное, выстоять. Довёл до конца интересный замысел Никита Медовиков в картине: «Адмирал Нахимов в Синопе». Картина будто выхвачена из жизни, будто художник широко раскрытыми глазами смотрел на то, как согбенные турки складывают сабли перед Нахимовым, жадно смотрел, зарисовывал и донёс до нас ослепительный зной дня, безветрие, застывшие флажки на мачтах и торжественную тишину победной церемонии.
На холсте нет ни одного непродуманного образа. Все типажи отлично подобраны. И написаны мастерски. Всё здесь - и лица, и фигуры, и шинель Нахимова - явно выполнено с натуры, а натуру художник знает, умеет видеть, умеет переносить на полотно.
В каталоге под названием «Адмирал Нахимов в Синопе» стоит: «Дипломная работа. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии Художеств СССР».
Так это дипломник! Ну что ж, тем лучше. Значит, и впрямь отряды советских художников неплохо пополнились в этом году!
В том зале, где висит картина Медовикова, выставлены и другие дипломные произведения. На полотнах мы узнаём Пушкина, Репина, Крамского, Стасова, Ползунова, Ломоносова, Горького. Ведь это прелюбопытно! Ведь это свидетельствует не только о любви к великим людям своей Отчизны, но и о широте интересов художников, об их культурном уровне. Для того, чтоб написать такую картину, надо внимательно изучить эпоху, поднять немало исторических материалов. Тут требуется эрудиция. И то, что такие темы решаются, в общем, удачно, очень отрадно.
Дипломник Анатолий Васильев написал полотно «М. В. Ломоносов - отец русской науки». Тема ответственная, и картина на уровне этой ответственности. Художник изобразил Ломоносова в химической лаборатории. В лице его передал пытливость, ум, широту мысли. И в том, с каким вниманием слушает Ломоносова его молодой помощник, как бы символизируется преемственность ломоносовских традиций в русской науке. Образы удались. И посмотрите хотя бы, как написаны керамические плиты пола. Деталь? Но без детали нет целого. А детали писаны крепко, осязаемо, материально.
Вот этой материальности, чёткой законченности не хватает в талантливо начатой композиции В. Гаврилова «А. Н. Радищев». Есть здесь и гнев Радищева, и боль сердца его за нищую и исстрадавшуюся крестьянскую Россию, и сам образ этой России, но всё это в эскизе, всё это ещё требует досказа.
Если бы вещь Гаврилова выставлялась на выставке года три - четыре назад, то тогда бы незавершённость, пожалуй, не бросалась так в глаза. Теперь же другое дело. Я не собираюсь возводить завершенность в догму. Однако же, изображая снег, извольте показать, какой это снег: рыхлый или комковатый; день на улице морозный или тёплый, и чем лицо старой женщины разнится от молодой. Не правда ли?
В этом смысле меня огорчило полотно Н. Сысоева «Всенародный праздник». Тема хорошая: выборы в деревне. Тут бы и показать советских людей во всём их душевном благородстве, во всей их душевной красоте. А у Сысоева люди-то все одинаковые, щёки у всех одинаково разрумянены, и веселятся все одинаково. В жизни не так. У каждого человека обязательно и во всём проявляется своё, личное.
Мне думается, что первопричина того, что Сысоев пошёл по проторённому пути, заключается в успехе его предыдущей картины. Раз найдя удачное, он забыл о том, что требуется идти вперед, что нельзя стоять на месте.
Дипломник Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова Пётр Разин решил известную тему «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Разливе» без всякой подражательности. Он сумел воплотить на холсте вдохновенные образы Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича, сумел передать и волнение Ленина, направляющего своего любимого ученика на руководство всем революционным движением, и решимость Сталина, понимающего всю историческую важность своей задачи. Картина написана в скромной цветовой гамме. В ней всё просто и безыскусственно, всё направлено к выражению основной идеи - великой встречи двух гениев.
Умение выразить основную идею произведения в ясной, предельно понятной форме характерно и для коллектива - В. Полякова, И. Радомана, X. Шаца - авторов полотна «Песнь мира» (выступление Поля Робсона в Пикскилле, США). Все элементы картины проникнуты одним - ощущением борьбы Робсона и его товарищей за мир во всём мире. Плотным кольцом окружили Робсона честные американцы. Реакции это кольцо не прорвать. И необычная динамическая композиция картины и смелые лица её героев - всё говорит о силе людей доброй воли, людей, которые есть повсюду, в том числе и в Америке.
Тема борьбы за мир вдохновила и коллектив харьковских живописцев: В. Вихтинского, Б. Жукова, Е. Левина, Л. Чернова и Л. Шматько - авторов полотна «Во имя мира» (Подписание договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской народной республикой). Добротная картина. Трудная для исполнения. Молодые художники удачно справились с темой и, главное, сумели избежать официальности, сумели насытить картину атмосферой тёплой дружбы.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.