Женщины Узбекистана

опубликовано в номере №965, август 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Многие столетия мир для женщины Востока был ограничен четырьмя саманными стенами ичкари - женской половины дома. Прав никаких. Законы и обычаи определяли: рабыня с рождения, вначале - отца, потом - мужа. Великий Октябрь не только провозгласил полное равенство для женщин, но и обеспечил все условия для его быстрого осуществления. Пример тому - среднеазиатские республики, в частности, Узбекистан. Неграмотных женщин в Узбекистане нет. Более 70 тысяч женщин республики имеют высшее, 84 тысячи среднее специальное образование. Свыше 60 тысяч девушек - студентки высших и средних учебных заведений. Почти половина всех занятых в общественном производстве - женщины. Из них 17 тысяч - инженеры и техники; 30 женщин Узбекистана имеют звание доктора наук, около 900 - кандидата наук. В депутаты Верховного Совета СССР от Узбекистана избрано 22 женщины, 141 женщина - депутат Верховного Совета Узбекской ССР, 34 640 - депутаты местных органов власти. Особой заботой в республике окружены женщины-матери. Более 700 тысяч многодетных матерей получают государственные пособия. В детских садах и яслях воспитывается свыше 300 тысяч детей. Наша поездка по Узбекистану началась с Ферганской долины, с совхоза, которым много лет руководит Таджихонапа Шадиева. Более 30 лет назад Юлиус Фучик писал о Таджихон: «В истории ее жизни- весь путь узбекской женщины. Муж с ней спал. А другие его жены ее били, пока не пришла другая, новая жена, купленная за два верблюда и восемь баранов... Такой была грязная гаремная экзотика, которая нравилась дешевым европейским писателям и трогала до слез почтенных европейских дам...» А потом? Таджихон - одна из первых узбечек, сбросивших паранджу. Таджихон была среди первых комсомолок Узбекистана. Таджихон - первая узбечка начальник политотдела МТС. Таджихон - первая женщина республики, награжденная орденами Ленина. Таджихон - первая... Многое можно рассказывать о том, где она была первой. Ее жизнь вобрала в себя целую эпоху. Сегодня рядом с Таджихон тысячи и тысячи женщин Узбекистана, строящих счастливую, яркую, интересную жизнь на своей земле. Наш фотоочерк о пятерых из них.

Ткачиха сегодня

ЕЖЕГОДНЫЙ ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ МАРГЕЛАНСКОГО ШЕЛКОВОГО КОМБИНАТА ПРЕВЗОШЕЛ ВЫПУСК ВСЕХ ШЕЛКОТКАЦКИХ ФАБРИК ЦАРСКОЙ РОССИИ.

Обычно тех, кто впервые попадает сюда, ведут к небольшому саманному домику. Здесь история, прошлое - кустарная мастерская, то, с чего начинался Маргеланский шелкокомбинат. Молодая ткачиха Турсуной Абдурахманова работает в просторном, светлом цехе. Она хозяйка шести ткацких станков. Рассказывают, что не всякий на комбинате может состязаться с ней в ловкости и умении управлять сложными механизмами. Слово «работать» стало для нее синонимом слова «считать» - считать затраты сырья, электроэнергии, времени... К ней приезжают учиться из Ташкента, Намангана, Коканда. В годы войны девочка осталась сиротой. Но всегда с ней рядом были чуткие и заботливые люди. Она воспитывалась в детском доме, окончила школу ФЗО, работала запарщицей. Сейчас Турсуной - заочница вуза, член комитета комсомола комбината. Ферганская долина - долина шелка. Узбекские ткани окрашены в яркие цвета. Ткачи говорят, что они должны быть такими же радостными, как улыбки людей.

Учительница

ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ УЗБЕКИСТАНА БЫЛО 165 ШКОЛ, В КОТОРЫХ ОБУЧАЛОСЬ СЕМНАДЦАТЬ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЧИСЛО ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ, В КОТОРЫХ ОБУЧАЕТСЯ ОКОЛО ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНОВ РЕБЯТ, ДОСТИГЛО ПОЧТИ СЕМИ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧ.

До революции в Ферганской долине тоже были школы - мактабы, которые не давали детям даже элементарных знаний. Учить же девочку-узбечку вообще считалось великим грехом. Первая советская трудовая школа в Узбекистане была открыта в Фергане. Первый учитель здешнего края Ташмухамед Кары-Ниязов стал академиком АН Узбекской ССР, лауреатом Государственной премии. - Ныне в одной нашей области, - рассказывает директор 23-й школы Шарапат Абдуллаевна Хасанова, - тысячи учителей. Как-то я спросила у ребят, что такое ликбез. Класс долго молчал, а потом один семиклассник ответил, что это слово иностранное. Сама Шарапат Абдуллаевна окончила русское отделение физико-математического факультета педагогического института. Работала учительницей. И вот два года - директором. Комплектовала школу, руководила строительством... Наверное, в представлении многих директор - лицо совершенно официальное. Но когда мы увидели Шарапат Абдуллаевну на перемене вместе со своими учениками, убедились, что для них она прежде всего добрый друг и старший товарищ.

Дирежер

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ УЗБЕКИСТАНЕ НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРТИСТИЧЕСКОЙ ТРУППЫ. НЫНЕ В РЕСПУБЛИКЕ СВЫШЕ 20 ТЕАТРОВ.

В Узбекском государственном академическом театре оперы и балета имени Алишера Навои к юбилейным дням готовится балет «Крык кыз» («40 девушек»). За дирижерским пультом молодая женщина в строгом темном костюме. Во время перерыва представилась: - Дильбар Абдурахманова. Вот ее рассказ о себе: - В театре я с 1957 года. С детства мечтала о скрипке... Но теперь, как видите... - Дильбар смеется и показывает дирижерскую палочку. - Отец мой певец. Правда, учиться ему в молодые годы не пришлось. Просто негде было. Я окончила Ташкентскую консерваторию. Вы были там? Наш вуз недавно отметил свое тридцатилетие. Представляете, сколько певцов, музыкантов, дирижеров выпущено из стен консерватории/ Я бывала на гастролях в Москве, в Ленинграде, в столицах союзных республик и обязательно кого-нибудь из своих встречала. Вы спрашиваете: не трудно ли? Конечно, не легко. «Аида», «Травиата», «Паяцы», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Доктор Айболит» - мои самостоятельные работы. Партитуру знаю, а выхожу и всякий раз волнуюсь, как на первом экзамене... Короткие минуты отдыха. В затемненном зале вновь звучит голос дирижера: - Приготовились... В тот же день Д. Абдурахманова улетала из Ташкента: оркестр узбекского театра ждали в Душанбе.

Хлопкороб

ЕСЛИ В 1923 ГОДУ ПО УРОЖАЙНОСТИ ХЛОПКА УЗБЕКСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАНИМАЛА 7-е МЕСТО СРЕДИ ХЛОПКОСЕЮЩИХ СТРАН, ТО С 1941 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОНА ПРОЧНО УДЕРЖИВАЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ.

В государственный герб Узбекистана вплетена хлопковая коробочка. Это не случайно. 135-140 дней, с ранней весны до глубокой осени, борются люди за жизнь хлопкового куста. И нет радостней времени, когда поля покрываются белым пухом. Колхозники прикидывают, каким получится урожай. Инобат Мамасандова сказала: - По 40 центнеров возьмем. - Не ошибаешься? Вмешивается бригадир: - Инобат-хон правильно говорит. Эту бригаду в колхозе имени X. Турсункулова зовут девчачьей. Бригадиром там парень. Обижался вначале на председателя, что к девчонкам направил. А когда прошлой осенью бригада вышла на первое место (35 центнеров с гектара!), многое стало по-иному. Теперь и разговоры-то он начинает так: «Вот мы с девчатами». Или чаще: "Спросите хоть у Инобат». Инобат - самая молодая колхозница, всего второй год в поле. Но по старательности обогнала многих. Рассказывает, что пройдет еще осень, и она поедет учиться на механика-водителя. А потом опять в бригаду... Целый год хлопковый бунт хранит внутри себя тепло. Хлопкоробы объясняют так: это - тепло человеческих рук, вырастивших его.

Заместитель министра

РОЖДАЕМОСТЬ В УЗБЕКИСТАНЕ В РАСЧЕТЕ НА ТЫСЯЧУ ЧЕЛОВЕК В 1,7 РАЗА ВЫШЕ, ЧЕМ В США, В 2 РАЗА ВЫШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПОДНЯЛАСЬ С 30 ЛЕТ ДО 70.

Эти цифры комментирует Наима Махмудовна Махмудова: - Вначале тоже несколько цифр. В 1913 году в Узбекистане было 64 больницы и немногим более ста врачей. Сейчас в республике около двух тысяч врачей. За годы Советской власти в Узбекской ССР полностью ликвидированы такие распространенные болезни, как холера, малярия, клещевой тиф, оспа, амебная дизентерия, трахома. Сейчас основная задача медицины - санитарно-профилактическая работа. В республике сотни санаториев, домов отдыха, летних детских оздоровительных лагерей. Хорошая постановка медицинского обслуживания, растущий уровень жизни людей и явились причинами высокой рождаемости и малой смертности в нашей республике. Несколько слов о самой Наиме Махмудовне. Она заместитель министра здравоохранения Узбекистана. Хорезм и Самарканд, Бухара и Термез, чабанская юрта, палатка геолога, научно-исследовательский институт, медицинское училище - вот далеко не полный перечень ее маршрутов. Немало времени занимает у Н. М. Махмудовой общественная работа. Она член Ташкентского городского комитета партии, член Узбекского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ленин идет к Октябрю

19. «Человек партии» (1908)