Жан Жак Руссо

И Лилеева| опубликовано в номере №627, июль 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Жан Жак Руссо - великий французский философ и писатель. Руссо жил в бурное время, предшествующее событиям французской буржуазной революции XVIII века, которая нанесла решительный удар старому, феодальному обществу. Франция ещё подчинялась неограниченной власти короля, ещё продолжались празднества во дворцах и замках знати, с презрением взиравшей на бесправный люд, а в стране с каждым годом нарастал протест против феодально - крепостнического строя. Борьбу с феодализмом возглавляла буржуазия, выступавшая в тот исторический момент как прогрессивный класс, так как её стремление уничтожить феодальные порядки отвечало интересам самых широких масс народа.

Идеологами всё усиливающейся борьбы против феодализма были просветители - учёные, философы и писатели. В своих трактатах, памфлетах, романах и драмах они подвергали уничтожающей критике устои феодального мира. Просветители объявили беспощадную борьбу против деспотизма и насилия, против фанатизма католической церкви; они утверждали новое, прогрессивное мировоззрение, веру в прогресс и в «царство разума».

Отмечая историческое значение деятельности просветителей, Энгельс писал: «Великие люди, просветившие французские головы для приближавшейся революции, сами были крайними революционерами...».

Среди французских просветителей Руссо был наиболее смелым и революционным мыслителем. Он выступил как выразитель дум и стремлений широких народных слоев третьего сословия.

Жан Жак Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье небогатого часовщика. В раннем детстве он лишился матери. Отец проявлял чрезвычайно мало заботы о воспитании сына, - мальчику пришлось очень рано познакомиться с жизненными невзгодами. После нескольких лет бесплодного ученичества у различных хозяев Руссо бежит из Женевы. Для 16 - летнего юноши началась долгая и трудная бродячая жизнь. За 13 лет Руссо исходил Швейцарию, Северную Италию, юг Франции, испробовал различные занятия и профессии: был лакеем, писцом, секретарём, учителем музыки и т. д. Годы скитаний явились для Руссо суровой жизненной школой.

В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомится с виднейшими представителями французской общественной мысли, в том числе с Дидро. В 1750 году, после выхода в свет трактата «Рассуждение о науках и искусствах», имя Руссо становится широко известным. Со страниц трактата звучало страстное обвинение Руссо современной ему лживой цивилизации. С большой горечью говорит Руссо о том, что искусство находится на службе у богатства и роскоши, которые его убивают. Руссо очень резко восставал против антинародного аристократического искусства, утверждая, что истинное искусство должно служить народу. Критика культуры, враждебной и далёкой народу, переходит у Руссо в критику' общественного строя Франции, где всё служит интересам богатых. Руссо выступает с горячим протестом против общественного неравенства и эксплуатации. В своём «Рассуждении о происхождении и основах неравенства между людьми» (1754 год) он приходит к выводу, что причина возникновения неравенства - частная собственность. Когда - то, по мнению Руссо, человечество жило счастливо, не зная тяжести социального гнёта.

Несчастья людей начались с момента появления частной собственности. «Тот, кто первый отгородил участок земли и осмелился сказать: «Это принадлежит мне», и нашёл людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим близким: «Не слушайте лучше этого обманщика...»

Руссо ошибочно, идеалистически представлял себе возникновение частной собственности, порождённой будто бы злой волей отдельных лиц, но он сумел сделать правильный, революционный вывод, что общественный строй, основанный на частной собственности, не обеспечивает людям свободы и равенства и что этот строй должен быть заменён другим, более совершенным. Руссо понял противоречивый характер исторического процесса, понял, что развитие цивилизации, прогресс, увеличение богатства в условиях господства частной собственности вовсе не означают ещё счастья и процветания всего народа.

И теперь не утратили своей актуальности слова Руссо, разоблачающие политику захватнических, грабительских войн как политику угнетения своих и чужих народов. Руссо писал: «Не трудно понять, что война и военные захваты - с одной стороны - и усиление деспотизма - с другой - взаимно помогают друг другу..., что война даёт удобный предлог для незаконных денежных поборов и не менее удобный для вооружения больших армий, необходимых, чтобы удержать народ в повиновении. Наконец, всякому ясно, что государи - завоеватели ведут, по меньшей мере, такую же войну со своими подданными, как и со своими врагами...»

В трактате «Общественный договор» (1762 год) Руссо утверждает право народа на высшую власть.

Руссо выступал с идеей демократической республики, основанной на широком народном представительстве. Если же кто - либо из правителей государства силой захватывает власть, то народ имеет право революционным, насильственным, путём вернуть себе свободу. Трактат Руссо «Общественный договор» явился теоретическим обоснованием и утверждением права народа на революционное свержение деспотов. Он сыграл очень большую роль во время французской буржуазной революции, в годы якобинской диктатуры.

В отличие от других просветителей Руссо говорит не только о противоречиях феодализма, о его несправедливости и жестокости, - он видит также и те новые формы угнетения и эксплуатации, которые несло народу развивающееся буржуазное общество.

Во взглядах Руссо было немало противоречий. Гениально поняв, что частная собственность - причина социального неравенства, он никогда не призывал к её уничтожению; выступая как наиболее революционный мыслитель своего времени, Руссо идеализировал патриархально - ремесленнический строй, мечтал задержать рост буржуазных отношений.

Значение произведений Руссо в резком разоблачении пороков феодального и нарождающегося капиталистического общества, в большой, искренней любви к простым людям. Руссо мечтал о свободном, счастливом человеке, и эту мечту он пронёс через всю свою трудную и нерадостную жизнь. На страницах своих замечательных книг писатель выступал с убеждённой, горячей проповедью права человека на счастье, на свободу чувства.

Горячим протестом против сословных предрассудков проникнут известный роман Руссо «Новая Элоиза». Двух молодых людей, любящих друг друга, - Юлию и Сен - Пре, - разделяет непреодолимая преграда: она - дочь знатного барона, он - простой учитель. Взволнованно рассказывает писатель о страданиях своих героев, разлучённых жестокими общественными законами.

Роман Руссо сыграл огромную роль в развитии французской литературы. До Руссо никто из французских писателей так не говорил о человеке, о его переживаниях.

Как и все просветители, Руссо придавал большое значение вопросам воспитания. Он посвятил этой проблеме трактат «Эмиль, или о воспитании» (1762 год), где утверждает необходимость всестороннего развития способностей человека. В «Эмиле» содержались резкие выпады против католического культа, и поэтому книга по распоряжению парламента была сожжена.

Старый, больной, полунищий философ, спасаясь от преследований реакции, вновь вынужден был скитаться по разным странам. Умер Руссо 2 июля 1778 года в поместье одного своего друга, недалеко от Парижа.

Во время французской революции, в 1794 году, в Париже состоялась торжественная церемония, посвященная переносу праха Руссо в Пантеон, на фасаде которого начертано: «Великим людям - благодарное отечество».

Руссо - плебей и демократ, глашатай республики и народовластия, горячий защитник угнетённого народа - ненавистен реакции. В годы Реставрации она надругалась над могилой великого мыслителя, взломав гроб Руссо в Пантеоне. В настоящее время сторонники реакции обливают его имя грязной клеветой, бесстыдно фальсифицируют его творчество.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены