С утра Матвееву и Замкову в фабкоме сказали:
- Ну, мы вам все устроили, можете сегодня ехать.
В тракторном цехе «Красного Путиловца» их засыпали вопросами:
- Что - ж, значит, едете, а когда вернетесь?
- На сутки, что ли?
- Ах вы, черти английские, семь раз некрасивые, и везет же вам...
Оба парня еле успевали отвечать. Когда заревел гудок, возвещая окончание работы, они быстро скинули халаты, вымыли руки и втиснулись в битком набитый трамвай, который довез их до Детскосельского вокзала.
Полчаса пути - вот уже в яркие шали старинных парков кутаются дворцы Детского Села. Земля покрыта тысячею солнечных заплат. Солнечные зайцы прыгают и пляшут в воде каналов, и ветер чешет гребнем взлохмаченные головы. Кажется, что индустриальный город - гигант с глыбами домов и горячим дыханием фабричных труб остался где - то чуть не за тысячу километров.
Бронзовый Пушкин спокойно сидит на скамье и не видит, что творится за его спиной. А за его спиной происходит действительно что - то диковинное. В фрейлинский корпус детскосельского дворца, где некогда жили тощие и ветхие, как старые полотенца, фрейлины, фыркающий автобус при - возит каждый день со станции новых гостей. Крепко сбитые парни с «Путиловца», Электросилы» и «Треугольника» веселой гурьбой скрываются в глубине тихого бледно - зеленого дома.
Там, внутри, приезжих приветливо встречает юркий комсомолец, помощник заведующего, «агитпроп», как его в шутку зовут отдыхающие, и каждому прикалывает к куртке номерок:
- Это, чтобы мы знали, что ты наш, базовый, чтобы мы за тобой ухаживали, - поясняет он. Так из Матвеева и Замкова и наши дна парня - путиловца превратились в №№ 101 и 102.
Но что это за дом? Для чего туда едут рабочие, как он называется?
Несколько месяцев тому назад в Ленинграде пять тысяч рабочих завода «Электросила» подали заявление Ленинградскому совету: «Ежедневно, - говорилось в этом заявлении, - из пяти тысяч наших рабочих одна тысяча свободна, у них выходной день. Однако свой отдых эта тысяча проводит неорганизованно, в условиях старого быта, без пользы для себя. Наш наказ Ленсовету - создать для рабочих такие дома отдыха, где бы они могли культурно и коллективно отдыхать в выходные дни».
Второго марта Ленинградский совет вынес постановление об организации базы пятого дня, а двенадцатого база была открыта в Детском Селе.
Прошло три месяца, и за это время база пропустила около четырех тысяч «выход - пых». Четыре тысячи человек получили здесь основательную зарядку для продолжения и успешности своей работы.
Ежедневно в шесть часов автобус привозит со станции новые партии отдыхающих. Приехавшие бегут под душ и вместе с гарью, копотью и машинным маслом смывают с себя все следы нервной городской жизни. Так вот и номера 101 и 102, вымывшись и почувствовав себя по - праздничному, отправились осматривать базу.
Дом был большой и уютный. В каждой комнате была (увы!...) мягкая мебель, старинные диваны чинно стояли по стенам. В открытые настежь окна лезли липовые ветки, всюду стояли цветы, и кровати в спальнях были накрыты яркими одеялами. В большом зале рояль, граммофон и радио, и поэтому называлась она «комнатой громкого отдыха». Зато другая зала, поменьше, где стояли только мягкие кресла, называлась «комнатой тихого отдыха». Номерам 101 и 102 помещение решительно понравилось.
- То ли еще будет? Вы еще нашей еды не пробовали, шамовка у нас классная, - сказал им один из отдыхающих, гостивший в доме уже четвертый раз.
Строго размеренное расписание ждало всех отдыхающих в базе, потому что цель базы - создать трудящимся культурные условия отдыха, научить их отдыхать организованно и привить им коллективные навыки.
Утром - зарядовая гимнастика и завтрак, экскурсия по паркам и дворцам Детского Села, обед и мертвый час. После сна каждый занимается, чем хочет: одни читают, другие играют в волейбол или в шахматы, третьи катаются на лодке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.