Сейчас много говорят о качестве.
Качество – это значит мастерство. А мастерство без творчества не представляю. Как и творчество без знаний, без учебы. Уже сегодня трудно без основательного специального образования. Завтра будет невозможно.
Что касается моих личных планов, то собираюсь осенью сдавать экзамены в машиностроительный техникум. Вернусь из армии – буду работать и учиться. Институт? Может быть. У нас в цехе восемь человек учатся в институтах, двадцать четыре в техникумах. Нормально. Куда же без учебы? Остановишься – и не догонишь, время уж очень стремительное. И в науке, и в технике, и в жизни.
В моем классе никто из ребят в институт не попал, в том числе и те, кто на 4 и 5 учился. То ли конкурс большой, то ли посолиднев готовят в городских школах, не знаю. Двоих из поступавших я встречаю сейчас. Один в школе лаборантом устроился, другой на шахте, на поверхности, подрабатывает. Я им тут как-то рассказал о заводе, о том, чему научился, – оба завидуют. Да к тому же я только что из поездки в Белоруссию вернулся, куда меня завод посылал, повидал столько...
Еще вот о чем я хотел бы сказать. Была в одном письме в «Смену» такая плаксивая интонация: мол, не поступил в институт, оказался на заводе, «неудачник», девушка разлюбила... Не знаю. Мои товарищи по цеху и я «ущербными» себя никак уж не чувствуем. Я, кстати, встречаюсь сейчас с одной девушкой из Тульского политехнического института, она на втором курсе учится. Завод или институт? Мы с ней об этом не спорили. Ей в институте нравится, мне на заводе. И я лично не пойму тех, кто в этом противоречие видит. Человек упорный везде своего добьется. А нытик слабохарактерный везде будет только жаловаться, куда бы ни попал, все равно, будь то завод или институт.
Это письмо мы попросили прокомментировать руководителя комсомольской организации завода инженера Олега Гладнева (27 лет).
Вопрос, который, вероятно, сразу же хочется поставить: в какой степени путь Саши Аверчева и его взгляды характерны для вчерашних десятиклассников? Если да, то в чем?
Не берусь за обобщения в масштабах республики или страны, но размышления над биографиями молодых рабочих Тульского машзавода и беседы с ними дают основания для некоторых выводов. Таких, которые радуют. И таких, которые заставляют задуматься.
Саша – и именно так оценивают его товарищи по цеху – парень серьезный, глубокий, искренний. Когда он пришел на завод, никто не отозвался бы о нем как о яркой и необычной индивидуальности. И ничем особенным он не выделялся среди 200 выпускников средних школ, которые в последний год стали рабочими машзавода. Но давайте посмотрим иначе: когда, в каком возрасте, в каких условиях и ситуациях формируются и раскрываются яркие индивидуальности? Когда человеку семнадцать лет, многое в основных качествах, определяющих судьбу, будущее, еще не обозначилось, так сказать, весомо и зримо. Саша – и он сам рассказывает об этом – не просто повзрослел на заводе, но и нашел многие важные для себя ответы. Взгляните на него в цехе. У станка – хозяин. Уверенный, внимательный, собранный. И это уже сейчас, хотя он и года не работает. Из таких пареньков с прочным внутренним стержнем и вырастают личности, характеры, таланты. Завод стремится создать питательную среду для этого развития.
Аверчев – мастеровой прирожденный: рука верная, глаз безошибочный. Он раз оказался в тире, дали ему три патрона – выбил без подготовки 29 очков. А в серии из десяти выстрелов – 89... На заводе у нас есть люди, о которых легенды ходят, что, мол, без инструмента до микрона металл видят и чувствуют. Думаю, что и они когда-то такими же не очень заметными, но в деле точными и одаренными были, как сейчас Аверчев и его друзья.
Мы уделяем много внимания тому, чтобы каждый молодой рабочий прочно вошел в заводской коллектив. Стараемся тепло и неформально проводить торжественное посвящение в рабочий класс. Создали советы подростков – заводской, цеховые. Они работают в контакте с советами наставников, занимаются трудом и учебой, свободным временем и условиями быта.
В письме Саши Аверчева наводит на раздумья вот какое обстоятельство: содержание этого письма – не комплимент обстановке, которая сложилась у нас в системе профориентации. Слишком велик еще фактор случайности в выборе профессии. Да, мы выпустили для школьников брошюру о нашем заводе, приглашаем на работу – в объявлениях, в газетных публикациях, в радиопередачах и т. д. Но, как показывают социологические исследования, проведенные в последние годы в Туле, такие факторы, как советы родных и знакомых и беседы со сверстниками, – далеко не всегда объективные, квалифицированные, обоснованные – оказываются куда более действенными, чем, скажем, рекомендации школы или усилия общественных организаций. Здесь, совершенно очевидно, предстоит много работы.
Саша после армии собирается вернуться в свой цех. Мы такую тенденцию в среде заводской молодежи всячески поддерживаем. Проводим комсомольские собрания и вечера, отправляя ребят на армейскую службу. Не забываем поздравить их с праздниками, пишем им о заводских делах. И они связь с заводом не теряют. Вот, к примеру, пришло письмо с гвардейского ракетного крейсера «Варяг», над которым шефствует комсомол Тулы. Пишет парень, которого мы рекомендовали на эту службу, сообщает, что ему присвоено очередное звание: «Честь туляков, честь машиностроителей не уроню...» О тех, кто служит, мы постоянно помним, и это видят другие, кто готовится в армию.
Если проблема «завод или институт» является для нас в известном смысле умозрительной, то проблема «завод и институт» реальная. Казалось бы, при узкоэгоистическом, утилитарном подходе завод вроде бы и не заинтересован в совмещении работы с учебой: те, кто учится, работают только в первую смену, их нужно отпускать на сессии и т. д. Но, как подтверждают все данные, эта категория – наши лучшие рабочие, наши комсомольские и партийные активисты, это – ядро заводского коллектива. И мы рады, что непрерывность учебы, тяга к учебе – в техникумах, в институтах – становится нормой жизни для новых и новых молодых рабочих.
Коммунизм, на мой взгляд, можно назвать обществом мастеров. Мастеров, соединивших масштабность знаний и творческий подход к делу с практическим опытом и высокой гражданственностью. Воспитание такого поколения – одна из магистральных заповедей XXV съезда. Ее реализации – наш труд.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.