1. «Трояк» до получки
Перед концом смены к мастеру подошел молодой токарь: – Петр Михайлович, у меня просьба к вам... Личная... До получки пять рублей не займете? – Не рассчитал, что ли, Алексей? – Есть немного, – смутился паренек. – Тут такое дело вышло...
Мастера позвали к телефону.
– Бывает, бывает, – заторопился мастер, доставая деньги. – Ну, держи...
В тот день мастер так и не узнал, почему же Алексей «не дотянул» до получки, хотя заработал за прошлый месяц 147 рублей. А произошло вот что.
Алеша приехал в Тулу из села. Закончил техническое училище, получил специальность токаря, пришел на Тульский оружейный завод. Друзья его – Владимир и Константин – прошли примерно такой же путь. Все трое живут в общежитии. И вот Володя – большой любитель музыки – предложил купить с получки по транзисторному приемнику. Алеша приемник вовсе и не собирался покупать. Он хотел купить себе летние брюки, летнюю же рубаху да еще конструктор – подарок младшему братишке-школьнику. Но вроде неудобно отставать от товарищей. В общем, купили друзья по красивому рижскому приемнику, и накопленные деньги да и большая часть полученных ушли на эту покупку. До получки еще не один день, а молодые токари остались без денег. «И зачем купил? – удивляется сам себе Алеша. – Одного приемника в нашей комнате хватило бы. Мы же с Володей вместе живем...»
Рассчитывали как-то ребята, прежде чем покупать довольно дорогую вещь?
Рассчитывали.
Володя надеялся, что ему поможет дядя-шахтер, который работает в Ростовской области. Он уже не раз выручал Володю. Но то ли дядя не получил письмо от племянника с просьбой о деньгах, то ли сам сделал какую-нибудь крупную покупку, но только ни денег, ни привета от дяди Володя не получил.
Константин тоже еще не научился, как говорят шахматисты, на несколько ходов вперед рассчитывать позицию. Не раз перед зарплатой его ссужали деньгами знакомые, но в этот раз не вышло. В общем, деньги пришлось занимать на всех троих Алексею. Алеша занимать не привык: в семье его приучили к бережливости, но деваться некуда – пришлось обращаться за помощью к Петру Михайловичу, который выделял Алешу за старательность и с самого начала сердечно относился к скромному, застенчивому пареньку. Мастер выручил друзей, оказавшихся в затруднительном положении. А если бы не выручил: денег не оказалось, или не очень хорошо относился бы к Алексею, или еще какая-нибудь случайность. Что тогда?
И Алексей, и Володя, и Константин работают на заводе первый год. Только-только начали становиться на ноги. Парни вроде бы уже самостоятельные – специальность в руках, живут в заводском общежитии, – а все же еще нет. Неумение организовать личный свой бюджет – тому подтверждение.
– Это не раз я подмечал, – рассказывает мастер Петр Михайлович Кириллов. – У молодых рабочих в карманах то густо, то пусто. Заработки вполне достаточные для начала – 100 – 120 рублей в среднем. Многие и больше зарабатывают. А глядишь, в столовой паренек на обеде экономит. Или девушка в перерыв в столовую вовсе не идет. Сядет в уголок, всухомятку пообедает – и к станку. А какой работник без обеда? Производительность не та. Это раз. Здоровье свое подрывает – это два. Цех проигрывает, завод. Значит, все мы проигрываем – государство. Надо этому вопросу внимание уделить. Я вот тоже вину свою чувствую, Надо бы с Алешей тогда поговорить, да я закрутился и вспомнил только, когда он пятерку возвращал.
Кто же и как должен научить молодых рабочих планировать свой бюджет, правильно тратить заработанные трудовые деньги? Очевидно, и семья, и институт наставничества, и комитеты комсомола.
– Если откровенно, – сказал секретарь Тульского горкома комсомола. Владимир Бабанов, – не занимались мы этим вопросом. Учеба молодых рабочих, защита их интересов, повышение квалификации, организация социалистического соревнования в коллективах – дело другое. А вот как ребята тратят первые заработанные деньги – щекотливый вопрос. Может, поэтому и не задавались им в комитетах комсомола?
Вопрос, верно, щекотливый. Тут и в самом деле нужно тактично, тонко, умно подойти к молодому рабочему. Иначе ничего не добьешься – только замкнется человек, и все. Дескать, как хочу, так и трачу. Кому какое дело?..
На том же Тульском оружейном заводе пришла в комитет комсомола мама одного молодого рабочего – сын уж какой месяц ни копейки в дом не приносит, ссылаясь, что мало зарабатывает. Проверили. Нет, парень зарабатывает не только не меньше, но зачастую больше своих товарищей. В цехе его отмечают как человека трудолюбивого, исполнительного, готового работать, коль требуется, и сверхурочно. Стали разговаривать с парнем. А у него своя позиция: «Старики и так проживут. Мне сейчас деньги нужнее. Машину хочу купить».
И объясняли парню и стыдили – он на своем стоит. В конце концов добились от него, что будет помогать семье. Проверили через какое-то время. И, правда, помогает: точно высчитал парень, какую часть полагается ему платить за квартиру, за свет, за газ, за завтраки, и платит. В родной семье живет, как квартирант.
Конечно, случай исключительный. Но где, на каком этапе проглядели парня? Когда копейка заслонила ему мир, лишила его естественных человеческих чувств? Сейчас уже трудно сказать точно. Но вырос энергичный потребитель, который не то что товарища, но и мать родную не пожалеет. На заводе удивляются: «Откуда такие берутся?» Действительно, откуда?
Вспоминается социологическая анкета, которая проводилась в Туле, среди старших школьников года три назад. И среди прочих любопытных вопросов был и такой: «Зарабатывал ли уже сам деньги и как их тратил?»
Выяснилось, что старшеклассники деньги уже зарабатывали и многие их тратили не только на себя: кто отдал первые заработанные рубли в фонд помощи вьетнамским ребятишкам; кто – на строительство Дворца пионеров на Чукотке; кто купил подарки друзьям или домашним... Один паренек на все заработанные им деньги накупил билетов в цирк и повел ребят своего двора на представление с Игорем Кио...
Но были и другие ответы типа; «Деньги мои – на себя и потратил». Эти ответы уже немного настораживали: не растет ли накопитель? Не превратится ли подросток в индивидуума, для которого в жизни только одно мерило человеческих отношений – рубль?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.