Салтыков махнул рукой:
— Уехал бы я отсюда, ничего меня здесь не держит... Но как-то перед людьми совестно – совсем никчемушным человечишкой выглядеть неохота...
— А в чем она – никчемушность-то?
— Ну как там ни верти, ни крути, а получается одно – бросила баба мужа, из дома вышибла, ребенка отняла, а теперь совсем из города вон прогнала, чтобы у нее с новым мужиком под ногами не путался. Не хочется мне в глупой ее вседозволенности поощрять. А главное – дочке, Насте, пока я здесь проживаю, все-таки напоминание, что не во всем права маманька ее боевая...
— А вы регулярно видитесь с девочкой?
— Каждый день. Как идет на танцы в Дом культуры – так видимся... – Салтыков грустно ухмыльнулся.
— Почему на танцах? – удивился я.
— Потому что перед Домом культуры городская Доска почета. Смотрю я на Настю с Доски и напоминаю – можно, девочка, человеком быть, и от людей уважение иметь не только жульничеством и подношениями... – Он вроде бы немного подсмеивался над собой, но я видел, что его снедает душевная боль.
Из банки с керосином он вынул какую-то шестеренку и стал протирать ее ветошью с таким тщанием, будто занимала его чистота этой железяки больше всего на свете. Потер, потер, потом с остервенением бросил тряпку на стол и сказал:
— Девчонку жалко! Про Клавдию говорить нечего – пропащая она, а девку жалко, станет таким же уродом, как мать... Загубит она ее...
— Вообще-то, судя по отзывам о Клавдии, не похожа она на пропащую, – осторожно сказал я. – Наоборот, все ее называют всесильной. И всемогущей...
— Да уж мне-то не рассказывайте! Я ее, слава богу, восемнадцать лет знаю... В чем могущество-то? Все достать может, все по блату устроить? А то, что ее все не любят, не уважают потихоньку, завидуют в открытую – это тоже сила ее? Пройдет времени маленько – и по всем этим счетам Насте надо будет рассчитываться. И тут маманькины блатные дружбы не помогут, хищные добра-то не помнят, им память не сердце, а пузо сохраняет...
Салтыков насадил шестеренку на вал, проверил прочность соединения, и я с удовольствием смотрел, как набухают силой жилы на его огромных, перепачканных маслом руках.
– Странное дело, – сказал он задумчиво. – Живут люди, будто завтра не наступит. Нет вчера, позабыли о нем и про завтра не думают. Словно сегодня последний день. Жрут, пьют, безобразничают... Глупо очень. И обидно...
И словно самого себя проверяя, закинул голову и вгляделся в высокую голубую солнечную верходаль...
Он потянул из банки с керосином звякающую, вспыхивающую искрами цепь, а я спросил:
— А девочка вас не слушает?
— Слушает. Но ничего не выполняет. Ей Клавдия внушила ко мне огромное неуважение. Не враз, конечно, исподволь объяснила она Насте, что нечего смотреть на отца – я ведь, с их точки зрения, тихий, блеклый работяга. По нынешним представлениям, человек вполне никчемный. А мать может все – и одежу модную, и жратву лакомую, и магнитофон японский, и «Три мушкетера» макулатурные, и путевку на море. Вот и вырастает девочка, твердо зная, что ничего важнее этого дерьма в жизни не существует...
— Скажите, Костя, а с чего началась вражда Клавдии с Коростылевым?
— Да это давно было, мы еще вместе жили. Она ведь не враждовала с ним, просто искренне не уважала. Она про него говорила – оборванец нищий, черт однорукий, он своей одной рукой никак жирный кусок ухватить не может, другим старается не дать...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.