- Измена! Измена!
С этим криком спускалась с холма на Монмартре высокая женщина в развевающейся мантилье, под которой виднелся карабин. Она бежала к наблюдательному комитету, поднимая своей тревогой население предместья.
Несколько минут тому назад она разорвала свое белье, чтобы перевязать раны несчастного Тюрпэна, пораженного пулей на своем посту. Нападение в предрассветном полумраке было неожиданным, весь караул вынужден был сдаться.
И теперь наверху правительственные войска, выполняя дьявольское приказание маленького чудовища Тьера, пытаются увезти захваченные орудия.
Выстрелы, барабанный бой и крики Луизы Мишель (это была она, прозванная «Красной девой») разбудили предместье. Все неслись к месту, где находилась артиллерия революционных парижан, построенная на собранные ими деньги во время осады Парижа прусскими войсками.
Когда «правительство национальной измены» сдало позорно часть столицы Франции на милость пруссаков, заключив похабнейший в истории мир, Национальная гвардия спасла от плена брошенные правительством пушки.
Они были вывезены в предместья Парижа, на высоты Монмартра, где находились под защитой наблюдательного комитета. И теперь отдать их вероломному Тьеру! Ни за что!
Войска генерала Леконта, овладевшие артиллерийским парком, не успели еще спустить орудия вниз: задержались ожидавшиеся артиллеристы и кони.
Еще немного, и начнется кровопролитное сражение между отрядами Национальной гвардии и солдатами. Но парижские женщины, работницы и домохозяйки, многие с детьми на руках, бросаются между гвардейцами и войсками Тьера, хватают последних за руки, за ружья, умоляя их не стрелять в своих отцов и братьев. Женщины кидались на митральезы и пушки, загораживая своими телами дорогу.
Солдаты батальона 88-го полка слышат уже вторичную команду генерала Леконта: «Открыть огонь».
Но смятение и растерянность царит в их рядах. Они остаются неподвижны. В ответ на повторное приказание генерала, унтер-офицер Вердагер, кричит громче Леконта: «Стреляйте вверх».
Солдаты повиновались.
Началось неописуемое. Гвардейцы обнимались с солдатами, женщины целовали тех и других, плача от радости. Революция совершилась.
Народный гнев обрушился на двух захваченных в это утро наиболее ненавистных Парижу генералов: Клемана Тома и Леконта.
Несмотря на попытки Национальной гвардии сохранить их под арестом, толпа требовала немедленного народного суда над обоими палачами революции. Их вытащили из домика на улице Розье, где содержались арестованные, и расстреляли во дворе за палисадником.
Это были почти единственные человеческие потери правительства в это роковое для него утро. Тем не менее, Тьер, «карлик», глава исполнительной власти во Франции, поспешил воспользоваться случившимся, чтобы опорочить перед всем буржуазным миром восставших парижан, как «банду убийц и смутьянов». Но напрасны, оказались призывы правительства к «благонамеренным гражданам» отмежеваться от «преступных элементов и оказать всемерное содействие властям»...
Не только Париж рабочих и работниц, но и Париж кустарей, мелких лавочников и квартирохозяев был настроен против правительства Тьера, избранного бордосским «деревенским» Национальным собранием я слепо выполнявшего волю крупной буржуазии и помещиков Франции.
Революционная стихия была развязана. Всякое соприкосновение правительственных Войск с революционным населением Парижа грозило дальнейшим разложением среди солдат. Несмотря на свою самоуверенность и напыщенность, «карлик» учел это обстоятельство и принял быстрое решение: эвакуировать войска и правительство в королевский Версаль.
Пока Тьер со всей своей правительственной камарильей поспешно улепетывал из Парижа, революция там все более разрасталась. Отряды Национальной гвардии захватывали под руководством отдельных членов Национального комитета одни правительственные здания за другими.
К 11 часам вечера, когда Тьер и его войска уже были перед воротами версальского дворца, собралось в городской ратуше десятка два членов Национального комитета, чтобы обсудить создавшееся положение. Столица Франции оказалась без власти. Революционный Париж не был подготовлен к столь неожиданной блестящей и полной победе.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.