Заре на встречу

Б Егоров| опубликовано в номере №670, апрель 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

А вид у них был действительно боевой. Большинство только что вернулось с фронта или готовилось отправиться на фронт».

Съезд ждал Ленина. Ильич приехал внезапно и прошел на сцену так быстро, что товарищи, сторожившие у входной двери, не успели опередить его.

«...делегаты взглянули в угол сцены - и сердца их замерли. Хотелось рвануться вперед, чтобы быть ближе к невысокому улыбающемуся человеку, одетому в темное пальто с черным бархатным воротником. Хотелось сделать что - то героическое, вот тут, вот сейчас, чтобы понял он, как мы его любим. Хотелось кричать, чтобы выразить переполнивший все существо восторг.... Овация зала была нескончаемой».

Перед заседанием делегаты много спорили: о чем будет делать доклад Ленин - о международном положении, о текущем моменте, о дискуссии в РКСМ, о положении на фронтах? Но то, что услышали сидевшие в зале, было для всех неожиданным.

- Товарищи, - сказал Ленин, - мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том, каковы основные задачи Союза коммунистической молодежи и в связи с этим - каковы должны быть организации молодежи в социалистической республике вообще.

«Делегаты благодушно переглянулись. Задачи Союза молодежи казались им хорошо известными: надо громить буржуев! Били Краснова, били Колчака, Юденича, Деникина, били польских панов. Кого еще надо бить?»

Но Ленин имел в виду не это. Он сказал:

- ...задача состоит в том, чтобы учиться.

Последнее слово, «учиться», Ленин произнес как - то отдельно от остальной фразы, строго и твердо.

«Съезд был потрясен, - вспоминает автор. - Нельзя было не сделать резкого движения, услыхав такое необычное в ту пору слово! Надо было перестроиться, усвоить новую тему и вдуматься в нее. Уж слишком неожиданной была эта новая тема!

Надо учиться! Но почему об этом заговорили именно сейчас? А фронты? А разруха?... Неужели главная задача Союза в том, чтобы учиться?»

Ленин продолжал:

- ...союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму.

«Большинство делегатов почувствовало облегчение. Учиться коммунизму - это понятнее, чем просто учиться». Сидевшим в зале казалось, что лучший способ учиться коммунизму - это бить буржуев на фронте. Но, к их удивлению, речь Ильича не свернула в это русло. Ленин стал говорить о том, как надо учиться, какие знания усваивать, чему учиться, что брать и что отбросить. И вот в зал летят пламенные слова:

- Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Затаив дыхание, слушали делегаты Ильича.

«На крохотном свободном пространстве сцены, являвшемся в эту минуту самой высокой вышкой мира, стоял человек с чуть прищуренными глазами. Он простер руку вперед и сказал, что поколение, которому теперь пятнадцать лет и которому предстоит жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».

В перерыве к Ильичу, который готовился отвечать на записки, подошел воронежский делегат:

- Владимир Ильич!... Неужели я... я... увижу коммунистическое общество?

Глаза Ленина засияли.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены